В рамках деятельности Федеральной стажировочной площадки (ФСП) Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования организовал тренинг психодрамы «Открываем ранец». Вела тренинг Юлия Будаи, психотерапевт международного класса Венгерского Международного Института психодрамы (г. Сегет, Венгрия). В тренинге приняли участие 12 учителей начальных классов и 2 педагога-психолога.
По словам Юлии Будаи, первые школьные впечатления глубоко западают в душу человека. И часто эти впечатления бывают негативными, даже травматичными. Следы этих травм тянутся через всю жизнь человека, мешают ему, особенно в дальнейшем, если выбирается профессия учителя – поскольку неосознанно педагог будет совершать такие же ошибки, какие совершал его учитель. Педагоги начальной школы автоматически продолжают линию поведения своих первых учителей. Тренинг психодрамы позволяет осознать, какие травмы были получены в школе, и позволяет учителю увидеть новую, не травмирующую своих учеников линию поведения. Таким образом, эффект от тренинга почувствуют не только сами педагоги, но и опосредованно их ученики.
- Что оказалось в «открытом ранце»?
- Мы нашли там не только травмирующие моменты, но и хорошие воспоминания – о детской дружбе, о первой любви, о веселых шутках и играх, - обо всем, что было в школьной жизни.
- Наши учителя – какие они?
- В самом начале тренинга учителя показались мне замкнутыми, опасающимися раскрываться и активно действовать. Это поведение естественно, ведь многие боятся манипуляций, присутствовали и опасения в недостаточности владения средствами самовыражения. Тем не менее, напряжение удалось снять. И в конце тренинга его участники отмечали, что сами были поражены, как стали настоящими друзьями, готовыми оказать поддержку в нужный момент. Этому способствовала особая атмосфера тренинга – атмосфера принятия друг друга без оценок и без советов, когда человек может безбоязненно раскрыть свой внутренний мир – в первую очередь, для себя самого.
- Какие результаты тренинга могут быть перенесены в жизнь?
- В ходе тренинга были использованы некоторые упражнения, которые можно непосредственно использовать в школе – для создания рабочей обстановки в классе в начале урока, для самопознания учеников, для социометрии класса и др. Но в целом результаты тренинга для его участников будут, во-первых, отдаленными, то есть они могут проявиться не сразу, а через какое-то время, и, во-вторых, опосредованными. Если учитель понял, какие проблемы тянутся из его детской и школьной жизни, то он может изменить свою школьную педагогическую ситуацию.
- Как Вы оцениваете педагогическую общественность края, с представителями которой Вы познакомились на тренинге? Насколько это «непаханое поле» для психолога?
- Тренинги вашим педагогам очень нужны. На личность учителя повлияла и советская школа, и испытываемые материальные и организационные трудности. На первом же месте стоит Свобода – ощущение свободы и реальная свобода. И в обретении свободы как раз помогает психодрама. Чтобы системно решать эту проблему, необходимо студентов педагогических вузов предлагать курсы самопознания, а работающим учителям предоставлять возможность участвовать в различных тренингах на курсах повышения квалификации. Психодрама здесь занимает особое место, поскольку она направлена на глубинные слои психики, и участники тренинга всегда вырабатывают свой результат. В России психодрама, к сожалению, не распространена, особенно на периферии, и ситуация вряд ли скоро изменится. Но тренинги в целом и психодрама в частности очень востребованы российскими учителями, в первую очередь из-за того, что очень многие страдают от синдрома эмоционального выгорания. Чтобы не «срываться» на учениках, учителю необходимо ежегодно «подзаряжаться» на тренингах.
- Ваше пожелание учителям?
- Я желаю всем Свободы!
Наталья, педагог-психолог:
Я выражаю благодарность нашему тренеру – Юлии, а также организаторам тренинга – АКИПКРО. При осуществлении практической деятельности всегда есть желание получить и практические рекомендации. Однако, как показала работа в тренинге, если исходить из внутренних (личностных) условий, тогда и практические составляющие находятся легче. На данный момент я ощущаю значительные внутренние изменения, выражающиеся в ориентации жизненной позиции, восприятии своей роли в профессии, своего отношения к людям и окружающему миру. Данные изменения я оцениваю исключительно как положительные, при этом их возникновение произошло опосредованно и ненавязчиво: через анализ опыта и переживаний коллег, а особенно – через переживание личного опыта. Нельзя переоценить ту роль, которую сыграла личность тренера, она будет оказывать на меня воздействие как на психолога и по окончании тренинга.
Елена, учитель начальных классов:
Метод психодрамы подводит человека к самоанализу, причем к очень глубокому. А самоанализ является стимулом к дальнейшему развитию, развитию качества: качества жизни, качества образования, качества воспитания. Происходит переосмысление жизни, мировоззрения.
В ходе тренинга психодрамы я смогла посмотреть на себя, на свои проблемы, неудачи, комплексы и страхи со стороны. Научилась преодолевать их. Получила огромный заряд позитива и уверенности в себе.
Выражаю благодарность всем организаторам, и особенно нашему руководителю Юлии!
Алена:
Данный тренинг оказал его участникам психологическую поддержку в ситуации реализации ФГОС. Педагогам и психологам данная поддержка необходима, т.к. в профессиональной и личностной сферах в изменяющихся обстоятельствах часто возникают затруднения, с которыми необходимо своевременно справляться. Метод психодрамы может подготовить педагога к решению трудных ситуаций, которые возникают с коллегами, учащимися, властью, близкими людьми, помогают самораскрытию и ощущению готовности воспринимать новые методы и технологии, в том числе и ФГОС.