Навигация:   ГлавнаяПубликации по деятельности ФСПСетевая консультация "Сущностные характеристики персонифицированного повышения квалификации работников образования"
Создано 26 Ноябрь 2012 Автор: Elena_Loginova Категория: Публикации по деятельности ФСП

Тема: "Сущностные характеристики персонифицированного повышения квалификации работников образования"

 

N

n|n

СТРУКТУРНЫЕ

КОМПОНЕНТЫ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

2.1.

Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации

Персонифицированное повышение квалификации, модель и инструменты реализации персонифицированного повышения квалификации на региональном уровне

2.2.

Краткая аннотация контента  консультации

 

В консультации акцентируется внимание на сущности, основных функциях и особенностях реализации модели персонифицированного повышения квалификации работников образования

2.3.

Запрос на консультирование

В ФЦПРО на 2011 – 2015 годы одним из важных показателей установлена «Доля учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевших возможность выбора программ обучения, в общей численности учителей». Как определить, соответствует этим требованиям или нет реализуемые в регионе подходы к организации повышения квалификации? 

2.4.

Текст (контент) консультации

Смысл указанного в вопросе показателя заключается в ориентации системы повышения квалификации работников образования (далее – СПКРО) на обеспечение  возможности каждому работнику образования повысить свою квалификацию в соответствии с его профессиональными потребностями, заданием работодателя, требованиями государства и общества.  Чтобы обеспечить такую возможность, реализуемая в регионе модель повышения квалификации должна отвечать определенным требованиям. Разработанная в Алтайском крае модель представляет собой обобщенный способ решения задачи персонифицированного ПК, приемлемый для любого региона, т.к. обеспечивает принятие комплекса управленческих решений и проведение необходимых организационных изменений в региональных и муниципальных образовательных системах в штатном режиме, на основе синхронизации действия институциональных механизмов.

Модель обеспечивает постепенную трансформацию принципов взаимодействия экономических субъектов в сфере повышения квалификации, социальных норм и традиций, сложившихся в иных социально-экономических условиях; поддерживает как процессы управляемого развития, так и процессы саморазвития и самоорганизации региональных и муниципальных образовательных систем.

Остановимся подробнее на особенностях предлагаемой региональной модели персонифицированного повышения квалификации.

Функциональные особенности модели:

  • Ø направлена на достижение компетентностных результатов, отвечающих современным требованиям и характеристикам профессиональной деятельности учителя (руководителя ОУ);
  • Ø распределенная ответственность участников:

- учитель – за самодиагностику, выбор модулей и формирование индивидуального образовательного маршрута, выполнение технического задания;

- работодатель - за качество и согласованность технического здания с исполнителем, качество внедрения результатов повышения квалификации и их оценку;

- структура ПК – за качество индивидуальной образовательной программы, условий ее реализации, результатов и их оценку, в т.ч. электронный мониторинг отсроченных результатов;

- муниципальный орган управления образованием – за планирование и организацию повышения квалифика3ции;

- региональный орган управления образованием – за формирование госзадания; организацию конкурсного отбора рабочих программ модулей по целевым группам в соответствии с региональной образовательной политикой, учредительный  контроль за качеством выполнения госзадания;

  • Ø базируется на модульной организации и содержании процесса ПК;
  • Ø реализуется не в «ручном режиме», а на основе комплекса институциональных механизмов регионального уровня, регулирующих взаимодействие экономических субъектов в сфере повышения квалификации, а именно: региональный стандарт качества государственной услуги по ПК, конкурсный отбор программ ПК, региональный норматив стоимости услуги по ПК, независимая сертификация результатов ПК, в т.ч. в ходе аттестации педагогических кадров.

Б. Экономические особенности модели:

  • Ø основывается на стандартизации государственных услуг и работ в области ПК на региональном уровне;
  • Ø интегрирует различные инструменты доведения финансовых средств от заказчиков до учреждений, реализующих программы повышения квалификации (госзадание, конкурсное распределение средств, субсидии на возмещение средств на ПК, персонифицированная оплата);
  • Ø базируется на региональном нормативе стоимости услуги по повышению квалификации;

В. Технические особенности модели:

  • Ø обеспечивает независимую оценку результатов ПК через региональный центр квалификационных испытаний; муниципальные и школьные общественные методические структуры;
  • Ø обеспечивает взаимосвязь результатов ПК и процедур, результатов аттестации педагогических работников региональной образовательной системы;

техническое сопровождение персонифицированного ПК осуществляет региональная организация-оператор.

Для использования данной модели в регионе очень важно обеспечить полноту ее нормативного правового обеспечения. В Алтайском крае перечень региональных документов, регулирующих персонифицированное повышение квалификации, формируется на протяжении последних десяти лет и в настоящее время включает:

1. Постановление Администрации Алтайского края от 28.06.2007 № 292 «Об утверждении Регионального стандарта качества предоставления государственной услуги «Организация переподготовки, повышения квалификации педагогических работников в краевых государственных учреждениях дополнительного профессионального образования».

2. Постановление Администрации Алтайского края от 10.09.2009 № 385 «Об утверждении положения об условиях и порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания органами исполнительной власти Алтайского края и краевыми государственными учреждениями».

3. Постановление Администрации Алтайского края от 05.05.2011 № 246 «Об утверждении положения об условиях, порядке формирования и финансовом обеспечении выполнения государственного задания в отношении государственных учреждений Алтайского края».

4. Постановление Администрации Алтайского края от 20.12.2011 № 758 «Об исполнении постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 61».

5. Приказ управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 29.07.2011 № 2710 «Об организации деятельности по модернизации региональной системы общего образования Алтайского края в части обеспечения персонифицированного повышения квалификации руководителей общеобразовательных учреждений и учителей».

6. Приказ управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 21.10.2011. №3669 «Об утверждении Положения о конкурсном отборе рабочих программ учебных модулей повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Алтайского края для включения в краевой реестр дополнительных профессиональных образовательных программ».

7. Приказ управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 12.03.2012 № 887 «Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание государственной услуги».

8. Приказ АКИПКРО от 13.11.2012  № 222 «Об утверждении системы оценки уровней освоения образовательных программ повышения квалификации в рамках ФСП».

9. Приказ главного управления образования и молодежной политики Алтайского края  от 17.08.2012 № 3181 «Об утверждении порядка формирования технических заданий на повышение квалификации и совершенствовании итоговой аттестации работников образования по результатам повышения квалификации».

Для обеспечения методической поддержки и проведения обучения при внедрении типового решения в регионе подготовлены методические рекомендации:

«Проектирование индивидуальной образовательной программы в рамках  персонифицированного повышения квалификации» (для слушателей);

«Формирование муниципально-регионального компонента государственного задания в условиях персонифицированного повышения квалификации» (для работников системы управления образованием);

«Особенности организации персонифицированного повышения квалификации» (для специалистов системы повышения квалификации работников образования).

Все документы и методические разработки находятся в открытом доступе на сайте стажировочной площадки Алтайского края по адресу: http://fsp.akipkro.ru/normativnye-dokumenty.html

В заключение, обратим внимание, что для полноценной реализации модели персонифицированного повышения квалификации в регионе необходим целый комплекс специальных инструментов, среди которых:

- многоуровневая структура формирования заказа на повышение квалификации;

- региональный норматив расходов на повышение квалификации педагогического работника с учетом специфики и сложности программ повышение квалификации для различных целевых категорий;

- открытый доступ к электронному перечню рабочих программ учебных модулей, сопоставимых по объему, целям и компетентностным результатам (развитие конкретных компетенций у педагогических работников);

- ежегодный региональный конкурсный отбор программ повышения квалификации  на основе широкой общественной экспертизы;

- новые процедуры общественно-государственной итоговой аттестации выпускников программ повышения квалификации с участием представителей заказчика, работодателя, профессионального и местного сообщества;

- электронная персонифицированная система учета индивидуальной образовательной траектории педагогических работников.

 

2.5.

Список литературы и других источников,

которые использовались консультантом для подготовки текста консультации

1. Чечель И.Д., Пуденко Т.И., Потемкина Т.В. Консалтинговые услуги в сфере образования: проблемы формирования кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития образования/Сетевой научно-методический журнал «Управление образованием: теория и практика», Декабрь 2011, №4, с. 115-126. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.iuorao.ru/2011-01-36

2. Алешникова В.И. Модульная программа для менеджеров. Использование услуг профессиональных консультантов, «Инфра-М», Москва,2000 г. с.42—87.

3. Вельтман М., Маршев В.И., Посадский А.П. Консалтинг в России: Введение в профессиональные методы работы. Практическое пособие. М.,1998.128 с.

4. Гончарук В.А. Алгоритмы преобразований в бизнесе, «ДЕЛО», Москва,2001 г. с. 262—264, 275—276.

5. Капустин П.А. Управленческое консультирование для руководителей. — СПб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000. —160с. 

6. Пятенко С.В. Организация работы аудитора и консультанта, ФБК-Пресс, Москва,2001 г. с. 59—61, 301—325.

7. Токмакова Н.О. Основы управленческого консультирования, МЭСИ, Москва,2002 г. с. 73—86.

8. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля2011 г. N 163-р.

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 июня 2009 г. N 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования». [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.edu.ru

2.6.

Фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность и место работы

консультанта. Сфера научных и практических интересов, основные публикации.

Контактный адрес

электронной почты и скайп

Жаркова Елена Николаевна, к.п.н., доцент, проректор по учебно-методической работе АКИПКРО. Руководитель проектной группы подмероприятия «Формирование общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития образования» стажировочной площадки Алтайского края, один из разработчиков программы и модели персонифицированного повышения квалификации ведущих консультантов.

Публикации:

  1. 1.Проблемы развития дополнительного профессионального педагогического образования в современных условиях (статья)/ Профессиональное образование в России и за рубежом. №1 (5). 2012. С. 6 -10.
  2. 2.Проектирование развития региональной системы повышения квалификации работников образования (статья)/ Alma mater. №2. 2011. С. 55 – 60.
  3. 3.Повышение квалификации преподавателей в структуре непрерывного профессионального педагогического образования (статья)/ Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. Том 11. №1. 2011. С. 12 – 16.
  4. 4.Управление развитием региональной системы повышения квалификации работников образования (статья)/ Сибирский педагогический журнал. №2. 2011. С. 145 – 154.
  5. 5.Институциональные механизмы развития региональной системы повышения квалификации работников образования (статья)/ Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов II Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Изд-во «СИБПРИНТ». 2010. С. 277 – 287 и др.

 

Навигация:   ГлавнаяПубликации по деятельности ФСПСетевая консультация "Сущностные характеристики персонифицированного повышения квалификации работников образования"