Навигация:   ГлавнаяПубликации по деятельности ФСПСетевая консультация "Деятельность ведущего консультанта и деятельность тьютора в образовании"
Создано 26 Ноябрь 2012 Автор: Elena_Loginova Категория: Публикации по деятельности ФСП

Тема: "Деятельность ведущего консультанта и деятельность тьютора в образовании"

 

N

n|n

СТРУКТУРНЫЕ

КОМПОНЕНТЫ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

2.1.

Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации

Ведущий консультант, инновации, инновационная практика, тьютор, тьюторское сопровождение

2.2.

Краткая аннотация контента  консультации

 

В консультации акцентируется внимание на различиях в целях, содержании деятельности, функциях ведущего консультанта и тьютора

2.3.

Запрос на консультирование

Сейчас появилось много программ, различных тренингов для тьюторов. Чем отличается работа в позиции тьютора от ведущего консультанта?

2.4.

Текст (контент) консультации

Начнем с нескольких высказываний-размышлений, опубликованных в свободном доступе в сети Интернет, которые помогут понять, когда и почему появилась позиция тьютора, в каких значениях это слово употребляется  педагогическим сообществом в настоящее время.

Т.М.Ковалева: «Впервые в истории позиция тьютора была введена в Оксфордском, а чуть позднее в Кембриджском университетах Великобритании еще в XII в., с целью противопоставить узконаправленному процессу обучения студента по определенному направлению его умение видеть и использовать весь потенциал богатой университетской среды через формирование собственной образовательной программы.

Позиция тьютора и была тогда введена как позиция старшего, сопровождающего этот процесс формирования каждым студентом собственной образовательной программы, а также оказывающего консультации в ответ на конкретные образовательные запросы студентов».

П.Г.Щедровицкий: «Тьютор – герой другой педагогики.

Это прямой антипод традиционному педагогу, отрицающий не только конкретную технологию школоцентрированной педагогики, но и идеологию, которая  обосновывает и поддерживает существование педагогического воспроизводства».

А.И.Адамский: «Тьюторство – это не роль учителя, который знает ответы на вопросы, которые ребенок ему не задавал.

Деятельность тьютора во многом заключается в том, чтобы понять, а в чем детский вопрос к…

Тьютор отвечает, как возможно такое содержание образования, субъектом которого является человек?»

Б.Д. Эльконин: «Тьюторство для меня – это одна из форм посреднического действия, с помощью  которой человек строит свой собственный образ».

Продолжая эти размышления, обратим внимание на то, что особенность профессиональной деятельности любого учителя состоит в том, что он организует учебную деятельность учащихся  по той же модели, по которой умеет учиться сам.

Тьютор – это тот, кто обеспечивает осознание учителем новых задач профессиональной деятельности в динамично меняющихся условиях и конструирование новых способов их достижения.

Сопровождение направлено на обеспечение условий становления самостоятельного, инициативного учителя-профессионала, способного не только участвовать в деятельности, но и проектировать ее, управлять ею, развивать собственные способности, рефлексию, взаимоотношение с миром, другими людьми.

Давайте уточним: «Что такое сопровождение?». Это процесс, обеспечивающий развитие системы на основе опоры на ее внутренний потенциал, внутренние ресурсы саморазвития. Сопровождается деятельность, например, ученика, учителя, руководителя школы. В сопровождении какой-либо деятельности возникает необходимость тогда, когда эта деятельность испытывает глубокие качественные преобразования. Почему сегодня особенно востребована деятельность тьютора? Потому что педагогическая деятельность учителя динамично развивается, изменяется в последние годы. Это требует постоянного самообразования, самоанализа практического опыта учителя, рефлексии собственных затруднений и достижений, проектирования приемов и средств профессиональной деятельности и коммуникации. Тьютор и является тем человеком, который обеспечивает условия для использования потенциала внутреннего саморазвития человека. Поэтому целевые и ценностные  ориентации тьюторской деятельности включают:

ценность, умение , способность к непрерывному самообразованию;

коммуникативные умения и ценность взаимодействия в полидисциплинарных областях деятельности;

понимающее отношение к себе, другому, миру в целом;

умение работать в исследовательском режиме по отношению к различным видам теоретического, практического и эмпирического знания;

экологичность  деятельностного взаимодействия.

От чего зависит содержание деятельности конкретного тьютора? Думается, от позиции, которую занимает тьютор (преподаватель, консультант, менеджер), от функций, которые выполняет тьютор (рефлексивно-диагностическая, проектная, информационная, организационная, технологическая, мотивационная, консультационная и др.).

Например, остановимся на содержании работы тьютора, сопровождающего деятельность учителей, осваивающих развивающие технологии. Тьютор организует:

выявление учителями имеющихся «пробелов» и «дефицитов» на основе самоанализа профессиональных затруднений, результатов педагогической деятельности;

формирование на этой основе индивидуальной программы повышения квалификации, в т.ч. планирования необходимых образовательных результатов своего обучения;

рефлексию сущностных характеристик развивающей модели собственного обучения;

подготовку учителем, проведение и самоанализ открытого урока, презентации инновационного опыта и др.;

подготовку учителями программы стажерской практики (исследования, ОЭР);

(само)оценку учителями эффективности использования в практической деятельности нового учебного оборудования, современных методик, информационных технологий и др.) и т.д.

Соответственно формами работы тьютора могут быть: тренинг, рефлексивный практикум, видеосалон, презентации инновационного опыта, мастер-класс, педагогическая мастерская, вебинар.

Известный в педагогике взрослых цикл Д. Колба, основанный на использовании опыта обучающихся, представляет собой четыре этапа деятельности обучающихся учителей, следующих друг за другом:

актуализация личного опыта специалиста;

анализ личного опыта специалиста, предполагающий его рефлексивное осмысление;

абстрактная концептуализация, которая предполагает краткое изложение теоретического материала, входящего в содержание обучения;

активное экспериментирование на основе полученных знаний и навыков, применение их в ходе надзорной деятельности, в результате чего происходит опытная проверка новых представлений.

Техники, используемые в работе Тьютора:

техники, организующие анализ учителем подготовленных примеров, иллюстрирующих проблемные ситуации и реальную образовательную практику;

техники, организующие экспресс-анализ учителем актуального состояния собственной практической деятельности и выявление собственных проблем и затруднений;

техники, организующие проектирование нового продукта практической деятельности;

техники, организующие анализ и рефлексию освоенного нового способа деятельности;

техники, организующие поиск необходимых ресурсов (в том числе – информационных).

В заключение, обратим внимание, что тьютора часто характеризуют как  рефлексирующего практика. Но не все знают, что используют при этом мысль Дональда Алана Шона, известного теоретика «обучающегося общества», автора разработок моделей обучения, способов запоминания, конструирования стабильного государства через обучение общества. Для тех, кто определяется или уже работает в позиции тьютора полезно познакомиться с его книгами:

«Рефлексирующий практик: как профессионалы думают в действии».

«Образование рефлексивного практика».

 

2.5.

Список литературы и других источников,

которые использовались консультантом для подготовки текста консультации

1. Чечель И.Д., Пуденко Т.И., Потемкина Т.В. Консалтинговые услуги в сфере образования: проблемы формирования кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития образования/Сетевой научно-методический журнал «Управление образованием: теория и практика», Декабрь 2011, №4, с. 115-126. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.iuorao.ru/2011-01-36

2. Алешникова В.И. Модульная программа для менеджеров. Использование услуг профессиональных консультантов, «Инфра-М», Москва,2000 г. с.42—87.

3. Вельтман М., Маршев В.И., Посадский А.П. Консалтинг в России: Введение в профессиональные методы работы. Практическое пособие. М.,1998.128 с.

4. Гончарук В.А. Алгоритмы преобразований в бизнесе, «ДЕЛО», Москва,2001 г. с. 262—264, 275—276.

5. Капустин П.А. Управленческое консультирование для руководителей. — СПб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000. —160с. 

6. Пятенко С.В. Организация работы аудитора и консультанта, ФБК-Пресс, Москва,2001 г. с. 59—61, 301—325.

7. Токмакова Н.О. Основы управленческого консультирования, МЭСИ, Москва,2002 г. с. 73—86.

8. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля2011 г. N 163-р.

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 июня 2009 г. N 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования». [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.edu.ru

2.6.

Фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность и место работы

консультанта. Сфера научных и практических интересов, основные публикации.

Контактный адрес

электронной почты и скайп

Жаркова Елена Николаевна, к.п.н., доцент, проректор по учебно-методической работе АКИПКРО. Руководитель проектной группы подмероприятия «Формирование общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития образования» стажировочной площадки Алтайского края, один из разработчиков программы и модели персонифицированного повышения квалификации ведущих консультантов.

Публикации:

  1. 1.Проблемы развития дополнительного профессионального педагогического образования в современных условиях (статья)/ Профессиональное образование в России и за рубежом. №1 (5). 2012. С. 6 -10.
  2. 2.Проектирование развития региональной системы повышения квалификации работников образования (статья)/ Alma mater. №2. 2011. С. 55 – 60.
  3. 3.Повышение квалификации преподавателей в структуре непрерывного профессионального педагогического образования (статья)/ Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. Том 11. №1. 2011. С. 12 – 16.
  4. 4.Управление развитием региональной системы повышения квалификации работников образования (статья)/ Сибирский педагогический журнал. №2. 2011. С. 145 – 154.
  5. 5.Институциональные механизмы развития региональной системы повышения квалификации работников образования (статья)/ Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов II Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Изд-во «СИБПРИНТ». 2010. С. 277 – 287 и др.

 

Навигация:   ГлавнаяПубликации по деятельности ФСПСетевая консультация "Деятельность ведущего консультанта и деятельность тьютора в образовании"