«Появилась надежда – как радуга»
В крае идет реализация проекта Федеральной стажировочной площадки (ФСП) АКИПКРО по теме «Распространение организационно-правовых моделей межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества по обеспечению успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период их постинтернатной адаптации». Одной из базовых площадок является Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения «Семья плюс».
18-19 марта специалисты центра провели стажерскую практику по теме «Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе социализации детей, оставшихся без попечения родителей, на этапе постинтернатной адаптации».
Директор центра Наталья Владимировна Колпакова организовала деятельность по проектированию программ сопровождения выпускников интернатных учреждений. Участники стажерской практики отметили важность разграничения программы от маршрутного листа сопровождения выпускника: «Это оказалось просто, интересно и понятно, мы сами разработали модель программы постинтернатного сопровождения, которой будем пользоваться в своей деятельности. В то же время мы получили практические знания по оформлению маршрутного листа». По словам участников стажировки, важна была не только новая информация, но и систематизация имеющихся знаний. Практическая направленность занятий – то, что было высоко оценено стажерами.
Практикум по теме «Видеосалон как форма сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей» представил Валерий Викторович Пивень. «Видеосалон – это не только увлекательно, но и полезно. Это такая форма, которую можно использовать в работе не только с детьми, но и с родителями, и с педагогами. Видеосалон предоставляет широкие перспективы: это и организация досуга, и участие в конкурсах», - подчеркнули участники практики. Они также выразили мысль о пользе видеосалона в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Сотрудники центра Л.А. Белогруд и В.В. Пивень дали мастер-класс по созданию мультфильма как средства формирования социальных компетенций воспитанников и выпускников интернатных учреждений. Это занятие вызвало восторг у стажеров: «Создавая мультфильмы, мы испытали детский восторг от игры с пластилином, от ярких цветов, испытали вдохновение и творческий подъем. Появилась надежда, как сияющая радуга, что мы опять можем работать с детьми, что исчез синдром сгорания». Мультипликация была признана участниками практики в качестве нового арт-метода: при поэтапном создании мультфильма дети проигрывают последовательность необходимых действий, которые им предстоит совершать в реальной жизни. Собравшиеся также отметили, что дети с ограниченными возможностями здоровья могут самовыражаться в мультфильмах.
И видеосалон, и мультипликация имеют широкий спектр применения – эти современные методы, безусловно, заинтересуют всех детей, в том числе и старшеклассников, которых не всегда просто мотивировать.
Стажеры освоили способы эффективной работы по использованию сетевых сервисов. Участники практики подчеркнули важность того, что они познакомились с ресурсами, на которых располагается вся информация по детям-сиротам. Также они осознали необходимость портала «Вместе в будущее»: «Негатив о выпускниках известен, а положительное - нет».
В целом стажеры отметили, что практика была для них актуальной: полезен внешний аудит собственной деятельности, важно общение с коллегами из разных учреждений. «Благодарим за опыт эффективно и высокопрофессионально проведенной стажерской практики», - заключили они.
Мосина Наталья Анатольевна, педагог-психолог Алейской школы-интерната VIII вида г. Алейска: «Для меня тема стажерской практики была актуальна. Особенно важно то, что я получила не теоретические знания, а то, как их применять на практике. И теперь я возвращаюсь в свое учреждение с готовой заполненной программой постинтернатного сопровождения выпускника. Новые формы работы – и видеосалон, и мультфильмы – обязательно будет использовать, в том числе для личностного роста, для формирования жизненных ценностей и для профессионального самоопределения детей. Нельзя недооценивать психотерапевтический потенциал этих методов. Очень хорошо, что на этой практике собрались сотрудники разных учреждений: детских, коррекционных домов, колледжей и училищ. Мы установили новые деловые контакты друг с другом, нашли время и для обмена опытом».