Учителя истории из Тывы познакомились с археологической экспедицией как формой организации исследовательской и краеведческой деятельности
В программе курсов для учителей истории из республики Тыва был предусмотрен археологический практикум – поездка в Тавдинские пещеры. Цель практикума: познакомить учителей с одной из форм организации исследовательской и краеведческой деятельности, полюбившейся ученикам школ города Бийска – археологической экспедицией. К сожалению, выехать в пещеры группе не позволила погода. Но практикум состоялся в аудитории филиала АКИПКРО. Педагоги увлечённо слушали Даньшина Олега Васильевича, учителя истории МБОУ «СОШ №40 им. В. Токарева» г. Бийска. Эта школа является стажерской площадкой АКИПКРО по теме «Система поддержки одарённых детей» в Бийском образовательном округе.
В течение четырёх часов практикума учителя рассматривали экспонаты, относящиеся к артефактам древней культуры, найденным в Тавдинских пещерах: каменные древние орудия труда и украшения, петроглифы, снятые на ткань с каменных стен пещер, и т.п.. Не меньший интерес у стажёров вызывали экспонаты, изготовленные учащимися, находившимися в археологической экспедиции: рубашки из крапивы, глиняные игрушки, орудия труда, плетёные из ивняка посуда и другие предметы быта. Такие поделки ученики за период практики изготавливают под руководством умельцев или специалистов, приезжающих в пещеры в интерактивный музей. Учителя с интересом изучали отчёты учащихся об экспедиции, воспринимали презентацию программы «Реализация научно-исследовательской деятельности в рамках регионального компонента в учебно-воспитательном процессе округа «Бийский» как средство формирования учебно-воспитательной мотивации учащихся и молодежи», разработанную О.В. Даньшиным.
Тему организации и управления исследовательской деятельности учащихся в рамках ФГОС продолжили рассматривать на занятии «Информационно-образовательная среда как важнейший компонент новой системы образования». На занятии были проанализированы информационные ресурсы, предоставляемые различными образовательными порталами в сети, значение школьных сайтов для развития информационно-образовательной среды, возможности сетевых сообществ для профессионального развития педагога, наиболее значимые сетевые конкурсы исследовательских проектов учащихся.
В качестве задания для самостоятельной работы учителя получили предложение сделать отчёт-презентацию о собственном опыте организации исследовательской и проектной деятельности учащихся, или опыте пополнения и развития контента школьного сайта, или опыте участия в деятельности сетевого педагогического сообщества.
Теме «Организация и управление исследовательской и краеведческой деятельностью учащихся» посвятил своё общение с коллегами из республики Тыва Сергей Юрьевич Исупов, учитель истории КГБОШИ «Бийский лицей-интернат, известный в городе краевед и экскурсовод. Но это было на следующий день в рамках программы стажировки учителей-историков на базе лицея как ресурсного центра АКИПКРО, работающего в Бийском образовательном округе над темой «Создание современной системы оценки качества образования».
Материал подготовлен Н.В. Колпаковой, Т.В. Падалко