Навигация:   ГлавнаяПубликации по деятельности ФСПРуководителям ОУУправление реализацией комплексной программы развития образовательного учреждения на основе электронного мониторинга достижения стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Создано 10 Апрель 2012 Автор: Elena_Loginova Категория: Руководителям ОУ

СЕТЕВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ "Управление реализацией комплексной программы развития образовательного учреждения на основе электронного мониторинга достижения стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы  «Наша новая школа»

Структурные компоненты консультирования

Содержание

Ключевые слова

Управление,   развитие, программа развития,  развитие школы, мониторинг     

1

Аннотация к содержанию

консультации

В консультации рассматриваются сущность механизма управления реализацией комплексной программы   развития образовательного учреждения на основе электронного мониторинга достижения стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» 

2

Запрос на консультирование

Запрос слушателей курсов ПК «Управление модернизацией образования на школьном уровне» в части разъяснения сути мониторинга как компонента управления реализацией комплексной программы развития  образовательного учреждения

3

Текст консультации

 Решением коллегии управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи от 24 декабря 2010 г. утвержден План действий по модернизации общего образования в Алтайском крае на 2011 - 2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», где определены ключевые мероприятия по реализации инициативы по всем 6 её направлениям.

Принятая в декабре 2010 года ведомственная целевая программа «Развитие образования в Алтайском крае» на 2011-2013 гг. является основным ресурсом реализации в крае национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».           Новая программа развития предполагает как продолжение уже действовавших, но по-прежнему остающихся актуальными направлений, так и ряд принципиально новых.   

В целях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» создана федеральная система электронного мониторинга. В настоящее время все общеобразовательные учреждения  края осуществляют мониторинг в федеральной системе электронного мониторинга. 

Представленный  в Сводном докладе о реализации  национальной  образовательной инициативы «Наша новая школа»  В Алтайском крае за 2010 год http://www.eurekanet.ru/res_ru/0_hfile_2313)   общий контекст  состояния реализации национальной образовательной инициативы  в Алтайском крае рекомендуется коллективам  образовательных учреждений учесть при   корректировке  комплексных программ   развития, усиливая в них акцент на реализацию  национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и учитывая конкретные целевые показатели и индикаторы, зафиксированные в собственных программах.

Конкретные ориентиры (общие показатели региональной системы образования) для сравнения с результатами собственной работы представлены    в  разделе «Общие показатели региональной системы образования» по адресу http://www.eurekanet.ru/res_ru/0_hfile_2313_1.doc.  

4.

Для чего разрабатывается комплексная программа развития  образовательного учреждения (далее КПРОУ)?

 Комплексная программа развития  образовательного учреждения разрабатывается с целью управления переводом образовательного учреждения    к 2015 году в качественно новое состояние, соответствующее государственным требованиям, изложенным в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».  Переводом в новое состояние  необходимо управлять.

 Рассмотрим    понятия, которые мы далее используем в тексте.

Управление - сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов, руководящих органов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты

Управление - это регулирование процессов вложения и обработки ресурсов, производства и реализации продукции.   

 Управление - это процесс организации такого целенаправленного воздействия на объект, в результате которого он переходит в требуемое (целевое) состояние.

Развитие — необратимый процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. 

Развитие – это процесс закономерного перехода и объектов и субъектов развития из старого состояния в новое, который приводит к получению качественно новых результатов. 

Развитие школы мы понимаем как процесс комплексных изменений в составляющих ее компонентах и ее структуре, вследствие которых школа приобретает способность достигать качественно новых, по сравнению с прежними результатами образования.  

5.

Основные направления национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» как содержательная основа КПРОУ нацелены на:  реализацию федеральных государственных образовательных стандартов; проектирование разветвленной  системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности;   пополнение стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения кадрового состава системы образования новым поколением учителей;  введение новых принципов работы школ, порядка их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы, создания  за счёт современной инфраструктуры комфортной обстановки в школе; осуществление индивидуального  подхода к каждому ученику, минимизирующего риски для здоровья в процессе обучения;   расширение  самостоятельности ОУ. Показатели федерального электронного мониторинга реализации «Нашей новой школы» позволяют   управлять достижением заложенных   в национальной образовательной инициативе стратегических ориентиров на уровне образовательного учреждения                                         

6.

   В  состав  механизма управления реализацией комплексной программы развития  образовательного учреждения  могут быть включены следующие компоненты: 

-  стратегическая команда ОУ, в состав которой входят: директор, руководители школьных проектных команд (рабочих групп) по направлениям инициативы. 

- проектные команды (рабочие группы) ОУ по основным направлениям комплексной программы развития;

- общее собрание коллектива ОУ, включая обучающихся (старшеклассников) и их родителей; где обсуждается Публичный доклад образовательного учреждения о ходе и достигнутых результатах реализации комплексной программы развития ОУ.

Организационной основой управления реализацией комплексной программы развития образовательного учреждения могут  выступать представленные ниже средства: диаграмма Гантта, план-график  реализации  проектов Программы,  дорожная карта (два варианта), обеспечивающая руководителям  возможность связать направления и основные мероприятия   по содержанию и срокам, мониторинг реализации комплексной программы развития.

Пример диаграммы Гантта

 

№п/п

Наименование работы

Месяц

Я

Ф

М

А

N

1

А

 

 

 

 

 

 

2

Б

 

 

 

 

 

 

3

В

 

 

 

 

 

4

Г

 

 

 

 

 

 

5

Д

 

 

 

 

 

 

6

Е

 

 

 

 

 

 

7

Ж

 

 

 

 

 

 

8

З

 

 

 

 

 

 

9

К

 

 

 

 

 

 

Вариант плана-графика мероприятий на примере реализации проекта КПРОУ

по подготовке к  введению и реализации ФГОС

Цель

 

Содержание деятельности (мероприятия)

Планируемые результаты

Контрольные показатели

Сроки выполнения (проведения)

Ответственные

(организаторы и исполнители)

с

о

н

д

 

 

Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС  в ОУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание организационных условий введения ФГОС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка  кадрового ресурса к введению ФГОС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание материально-технических условий в соответствии  с требованиями ФГОС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научно-методическое сопровождение введения стандарта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дорожная карта реализации комплексной программы развития   образовательного учреждения(вариант 1)

 

Проекты

 

 

 

 

Сроки

Переход на новые образовательные стандарты

Развитие системы поддержки талантливых детей

 

Совершенствование учительского корпуса

Развитие школьной инфраструктуры

Сохранение и укрепление здоровья школьников

Расширение самостоятельности школ

 

Управление
программой

Январь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

 

 

 

 

 

 

 

 

Дорожная карта введения ФГОС на федеральном уровне (Вариант 2)

7.

В рамках   консультации  мы в большей степени остановимся на характеристике мониторинга  как одного их способов   анализа реализации программы развития.

 Что такое мониторинг?          

  Мониторинг-систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для принятия решения, для информирования общественности. 

Мониторинг - процесс наблюдения и регистрации данных о каком либо объекте на неразрывно примыкающих друг к другу интервалах времени, в течение которых значения данных существенно не изменяются.

Мониторинг программ с методологической точки зрения  можно рассматривать как процедуру по оценке, целью которой является выявление и (или) измерение эффектов продолжающихся действий без выяснения причин.     

Мы считаем, что предложенные вниманию определения мониторинга  не противоречат друг другу. В теории социального управления мониторинг рассматривается как одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев в управленческом цикле.    (Не путать с контролем.  Сущность контроля – оценка результата, сущность мониторинга – оценка процесса).  

Образовательный мониторинг – это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации разного направления: эффективности образовательного процесса, действенности внутришкольного управления, состояния инновационной работы в школе, результативности методической работы  и т.д.

        Целью мониторинга реализации стратегических    программных документов   является улучшение хода их реализации для обеспечения надлежащего и своевременного достижения ожидаемых результатов.

          Реализация направлений национальной образовательной  инициативы «Наша новая школа» является  и содержанием комплексных программ  развития образовательных  учреждений и объектом федерального электронного мониторинга. Учитывая это,  мы можем показатели федерального электронного мониторинга      использовать в качестве показателей реализации программ развития  конкретной школы.  

 Содержание показателей электронного мониторинга реализации направлений национальной образовательной  инициативы «Наша новая школа» свидетельствует о   степени     реализации государственных  требований  и:   

1) обеспечивает принятие решений по оценке готовности образовательного учреждения к реализации Программы   (в случае разработки новой или корректировки действующей программы). 

2) позволяет осуществить мониторинг грамотности реализации программы;

3) позволяет осуществить мониторинг   текущих и итоговых результатов реализации Программы.

 Каковы цели первого направления   мониторинга?   

 Цель может быть сформулирована таким образом: «Выявить и скорректировать готовность участников   и наличие условий для  реализации  программы».    Это означает, что     должна быть обеспечена    организационная, информационная, правовая, методическая, кадровая, социально-психологическая готовность;  материально-техническое и финансовое обеспечение начала реализации Программы, проведён   анализ социальных и организационных рисков    и способности   лиц,  ответственных за   реализацию,  к уменьшению  выявленных рисков.   

 По каким показателям  можно судить о   готовности школы к реализации проекта?

Например: создание и состав органов управления реализацией Программы, экспертных советов и комиссий; укомплектованность рабочих органов реализации Программы компетентными кадрами; наличие нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию Программы; своевременность и полнота информирования коллектива о реализации Программы;   формы и характер сопротивления со стороны членов коллектива, его причины. (Показатели электронного мониторинга 3.7, 3.8, 3.9, 3.10, 5.2, 5.4, 5.5, 5.6,  6.2,  6.4,  6.8.1., 6.8.2, 6.8.3, 7.1.,7.5 и другие).

Что может стать источником информации  о готовности    к реализации Программы?    Это  анализ   документации и планов работы  структурных подразделений, учителей и специалистов; мониторинговое инспектирование (проверки), экспертиза; мониторинг в процессе рабочих совещаний, показатели  электронного мониторинга и др.

Цель  второго направления мониторинга -  выявить и скорректировать состояние процесса реализации Программы, обеспечить выполнение целей и сроков её выполнения в соответствии с   плановыми показателями. Это означает  необходимость  проведения финансового мониторинга;  мониторинга выполнения сроков и содержания плана действий;  мониторинга   последствий организационных  и социальных рисков реализации Программы и мер их предотвращения;    качества процедур  контроля хода реализации проекта на   уровне ОУ.

По каким показателям  можно судить о   грамотности   реализации Программы?

Например, соответствие содержания деятельности программе; результаты пошагового анализа реализации программы; финансовая поддержка реализации программы   (осуществление денежных вознаграждений, финансовой поддержки участников реализации);  наличие и характер  отрицательных эффектов,  возникающих  в ходе реализации проекта (Показатели электронного мониторинга 2.1.,2.2.,2.3,2.5,3.10, 4.1.,4.6.,4.8.,5.1, 5.3, 5.6, 6,1,6.2,6.3.,6.5.,7.1,7.2. и другие)

Какие методы можно использовать для мониторинга    по второму направлению: анализ документации, проведение  опросов (анкетирование), наблюдение деятельности участников проектов; мониторинг в процессе рабочих совещании, семинаров, др.

Мониторинг текущих и итоговых результатов реализации Программы предполагает   анализ  и оценку  достижения целей реализации проектов  Программы и   возможных социальных и образовательных последствий и эффектов.  В процессе мониторинга промежуточных и итоговых  результатов  отслеживается    динамика продвижения к цели,  степень её достижения  по каждому из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; направленность расходования средств финансовой поддержки реализации проекта; степень материально-технического обеспечения образовательного процесса на ступени начального общего образования в соответствии с ФГОС,  изменение требований к работе ОУ и учителей   по развитию образовательного   пространства школы; оценка степени влияния опыта распространенного в ходе реализации проекта на развитие инновационной деятельности в   ОУ; изменение перечня и содержания внедряемых инновационных образовательных программ,  технологий реализации системно-деятельностного подхода;   направлений, организации и создании условий для внеурочной, внеучебной   работы, духовно-нравственного воспитания; изменения в приоритетах инновационной деятельности ОУ; освоение способов формирования и оценки универсальных учебных действий, комплексные результаты  учебных достижений учащихся; оценить влияние   реализации   Программы  на привлечение общественности к решению проблем ОУ,      самочувствие и  удовлетворенность трудом   в условиях реализации проекта; изменение отношения родительской общественности и местных сообществ к ОУ (Показатели электронного мониторинга:2.1.,2.5,2.6,3.1,3.2,3.3,3.4,3.5,3.6,3.7,3.8,3.9,3.10,4.1,4.2,4.4,4.6,4.8,4.9,5.2.5.4.,5.5,5.6,5.7,5.9, 6.1,6.2,6.3,6.4,6.5,6.6,6.7,6.8,7.1,7.2,7.3,7.5 ).

 В процессе  мониторинга результатов реализации Программы целесообразно использовать  анализ отчетов; проведение   опросов; мониторинговое инспектирование, экспертизу в ходе реализации проекта  и др.  и фиксировать данные в показателях электронного мониторинга. (Приложение 1 – показатели электронного мониторинга реализации национальной образоватлеьной инициативы «Наша новая школа»

Мониторинг текущих и итоговых результатов реализации Программ (в том числе    электронный)      напрямую связан с анализом и оценкой  достижения целей реализации проектов  Программы и   возможных социальных и образовательных последствий и эффектов  и позволяет судить о достижении  стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы  «Наша новая школа.                                        

  В итоге анализа и обобщения результатов  мониторинга, представленных в оперативной отчетности  может появиться:

      - информация об исполненных и неисполненных запланированных мероприятиях (с указанием причин неисполнения);

      - информация об освоении выделенных финансовых средств с разбивкой по источникам финансирования (с указанием объемов и причин неиспользования);

      - информация о запланированных и фактически достигнутых целевых индикаторах, а также причинах их недостижения;

      - анализ взаимодействия различных сторон, участвующих в реализации Программы;

      - анализ внешнего воздействия среды на ход реализации Программы;

      -  информация об уровне удовлетворенности  потребителей образовательных услуг, в том числе об их фактическом объеме  в сравнении  с запланированным;

 - предложения по корректировке Программы, по объемам и источникам финансирования, по изменению действующих локальных актов;   

      - рекомендации по принятию должностными лицами необходимых мер, нацеленных на повышение эффективности реализации запланированных мероприятий и достижение поставленных целей.  

        Для оценки эффективности реализации Программы необходимо соотнести реально достигнутые результаты   с планируемыми результатами и приложенными усилиями, определяемыми через затратные показатели (временные, трудовые, материальные, финансовые, получение планируемых    результатов при минимуме негативных последствий или издержек.

8.

Список литературы и других источников по теме

  1. 1.Большая советская энциклопедия. – Москва: «Советская энциклопедия», 1974 г.
  2. 2.Виды образовательных учреждений, участвующих в мониторинге [Электронный ресурс ]. – Режим доступа: http://www.kpmo.ru/kpmo/info/14127.htmlЗаглавие с экрана.
  3. 3.Калашникова Н. Г. Рекомендации по проектированию комплексной программы развития образовательного учреждения. - Барнаул: АКИПКРО, 2011. – 18 с.
  4. 4.Кондратенко Е. Б. Мониторинг как один из инструментов системы управления в школе (из опыта работы). -  [Электронный ресурс ]. – Режим доступа:  http://www.openclass.ru/node/199354 Заглавие с экрана.
  5. 5.Моисеев А. Пишем программу развития. [Электронный ресурс ]. – Режим доступа:  http://yandex.ru/yandsearch?text Заглавие с экрана.
  6. 6.Сводный доклад о реализации  национальной

       образовательной инициативы «Наша новая

        школа »  В Алтайском крае за 2010 год http://www.eurekanet.ru/res_ru/0_hfile_2313_1.doc

9.

Консультант

Дранникова И.И. зав. кафедрой менеджмента и экономики образования  АКИПКРО,   к.п.н.

Навигация:   ГлавнаяПубликации по деятельности ФСПРуководителям ОУУправление реализацией комплексной программы развития образовательного учреждения на основе электронного мониторинга достижения стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»