Навигация:   ГлавнаяНовостиРейтинг как механизм управления развитием кадрового ресурса в условиях открытой образовательной сети

Архив новостей

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

fzpro2 educaltay2 docendo2

                     icon

Создано 20 Март 2012 Автор: Elena_Loginova Категория: Новости проекта

Рейтинг как механизм управления развитием кадрового ресурса в условиях открытой образовательной сети

Иванова Ольга Евгеньевна, с.Кинель-Черкассы Самарской области, ГБОУ СОШ№2 ОД, директор; Рябова Юлия Викторовна, с.Кинель-Черкассы Самарской области ГБОУ СОШ№2 ОД, руководитель структурного подразделения, реализующего программы дошкольного образования.

Сегодня в образовании наиболее дискуссионный вопрос – способы общественного контроля и оценки качества образования.

Одним из таких механизмов является общественный рейтинг учреждения образования.

Вопрос об общественном рейтинге крайне интересен, главные проблемы состоят в его корректности, объективности и уровне компетентности тех, кто уполномочен проводить такой рейтинг.

Комплексный рейтинг образовательных учреждений можно получить, основываясь на информации двух типов:

субъективного характера (оценки, мнения, отношения участников образовательного процесса и представителей общественности, например, после заполнения анкеты о качестве обучения, после анализа текстов в СМИ) и

объективного характера (количественные показатели результатов работы учреждения – число учащихся, количество программ, результаты ЕГЭ и пр.).

При формировании перечня показателей рейтинга можно исходить из целей образовательной системы, а можно опираться на интересы представителей общественности, в частности родителей, при выборе образовательного учреждения.

Важно, чтобы рейтинг школы, в целом, зависел от многих показателей ее деятельности, а в частности, – от уровня воспитательной и внешкольной общественной работы, а не только от учебных достижений школьников.

Необходимые элементы формирования механизма государственно-общественной экспертизы деятельности образовательных учреждений должны включать, по мнению, В.И.Гусарова:

- создание пилотной модели внешней и внутренней оценки результатов и условий образовательной деятельности школы;

- программу повышения квалификации для руководителей школ и сотрудников муниципальных органов управления образованием по контролю над качеством образования;

- подготовку группы тренеров и пользователей методикой многосторонней оценки результатов и условий образовательной деятельности школы;

- рекомендации для руководителей школ и муниципальных органов управления образованием по использованию методики государственно-общественной экспертизы и по структуре и механизму предоставляемых данных;

- рекомендации для объединений родителей по анализу и оценке основных показателей образовательной деятельности школы;

- предложения для Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ по изменению системы аттестации и аккредитации образовательных учреждений.

Предполагаемыми результатами внедрения механизмов общественного рейтинга являются:

- формирование (дополнение) перечня показателей, рекомендованных школьными советами для использования при подведении итогов оценки работы;

- проведение по просьбе органов образования, разработчиков и производителей образовательные электронные ресурсы (ОЭР) дополнительных научно-методических исследований по конкретным ресурсам;

- создание и поддержке системы оперативного информирования местного сообщества о результатах независимой оценки;

- инициация создания сетевых экспертных сообществ учителей, методистов, представителей бизнеса, общественности и пр. для обсуждения возможностей государственно-общественной экспертизы образовательных учреждений;

- создание условий для эффективного сотрудничества между разработчиками, представителями общественности и работниками системы образования посредством проведения круглых столов, семинаров, конференций и т.д. с целью совершенствования существующего механизма и формирования его методической поддержки;

- привлечение внимания органов власти, бизнес-сообщества, общественности к типичным проблемам в развитии образовательных учреждений.

Процесс создания государственно-общественной экспертизы образовательных учреждений в целом может включать следующие этапы:

1) изучение потребностей педагогических и социальных партнеров школы в оценке образовательных результатов и выяснение, в какой мере данная потребность удовлетворяется в существующей практике;

2) разработка методики публичной презентации и общественной оценки надпредметных образовательных результатов;

3) выяснение условий, при которых возможна трансформация публичной презентации образовательных результатов в государственно-общественную экспертизу уровня подготовленности обучающихся;

4) разработка рекомендации для образовательных учреждений, органов управления образованием по использованию имеющихся возможностей создания института государственно-общественной экспертизы;

5) апробация разработанных рекомендаций.

Модель рейтинга образовательных учреждений Отрадненского образовательного округа (Самарская область). – количественный анализ по формализованной системе показателей, позволяющей вести мониторинг в единой логике координат, динамики развития отдельных образовательных учреждений, а также динамики всей образовательной системы округа.

Истоки возникновения описываемой системы лежат в необходимости выстраивания такой образовательной политики в учреждениях округа, которая бы объединяла образовательные учреждения, повышала бы управляемость всей окружной системой образования и обеспечивала бы ее целостность. Таким образом, изначальный посыл формирования рейтинговой системы исходил от муниципальных органов управления образованием, т.е. от власти. Система действует в Отрадненском образовательном округе с 2003 г.

Описываемая рейтинговая система оценивания отличается от существующих систем, таких, как аттестация школ, мониторинг знаний учащихся, ЕГЭ, тем, что она предполагает общий подход к оценке деятельности учреждений образования, предполагает максимальную полноту информации, открытость, прозрачность и объективность данной оценки.

Эффективность рассматривается нами в двух аспектах – учебном (качество подготовленности учащихся) и социальном (реализация задач и функций, выдвигаемых обществом перед школой как социальным институтом).

Подробное описание рейтинговой системы, список учитываемых критериев и результатов оценки образовательных учреждений можно найти на сайте Отрадненского управления министерства образования и науки Самарской области http://www.kollegi.org/Programm/reyting/reyting_kriteriy.htm

Навигация:   ГлавнаяНовостиРейтинг как механизм управления развитием кадрового ресурса в условиях открытой образовательной сети