Навигация:   ГлавнаяНовостиГосударственный и гражданский патриотизм – два контекста, которые задают смысловое поле развития курса обществознания (2)
Создано 13 Июль 2016 Автор: Elena_Loginova Категория: Новости

А.А. Митина, доцент кафедры управления качеством АКИПКРО

Профессиональное сообщество учителей истории и обществознания свои предложения по развитию технологий и ценностных контекстов преподавания курса высказало на круглом столе "Гражданская идентичность, ценностные смыслы патриотического воспитания в условиях современной реальности".

С. Буланов: «Основная задача изменения, как предметной составляющей, так и всей школьной системы образования – изменения на основе гуманизации педагогического процесса. Одним из базовых школьных учебных курсов является курс «Обществознание». Его на современном этапе отличает большая теоретизированность, которая не всегда соответствует возрастным особенностям учащихся»

О. Рубцова: «Современные дети понятие патриотизма связывают с родиной. То есть местом где родились, где живут их родные, где они могут раскрыть свои таланты. В наименьшей степени дети связывают патриотизм с военными победами и установками на защиту своей Родины»

Зенебе Тафессе Кинфу, генеральный директор Фонда «Международная Этнос Дипломатия», доцент кафедры массовых коммуникаций Российского университета дружбы народов, председатель координационного комитета Африканских диаспор в России, эксперт ООН: «Человек влияет на природу, и природа влияет на человека. Важно в воспитании гражданской идентичности и патриотизме не разрывать связь между природой и человеком, понимать культурные различия и традиции как объективный процесс, обусловленный природной составляющей».

Анисет Габриэль Кочофа, посол республики Бенин в России: «Для меня Родина – это Россия. Место, где я живу свободно, где живут мои друзья и моя семья, где я уважаю традиции и где меня уважают. Здесь я могу принести пользу для той страны, в которой я родился, так как могу представлять другую культуру и делать её более понятной и принимаемой, и когда я могу другим людям объяснить, что такое Россия и какие люди живут в России. Слово «патриот» в разных странах имеет разное смысловое значение»

Н. Колпакова: «Результатом патриотического воспитания становится внутренняя готовность к нравственному выбору. Однако остается сложным вопрос о её диагностике!»

Н. Чинова: «Современные молодые люди четко различают для себя понятие Родины и государства. И не всегда отношение, которое они демонстрируют, является позитивным. Они готовы и в черные краски окрасить политические события, проводимые партиями и лидерами. Как же здесь быть с патриотическим воспитанием. Как закладывать фундамент учителю?»

Е.Маслова: «Там, где есть грань асоциального поведения - разрыв семейных связей, разрыв человека с самим собой - школа не должна находится в стороне. Если учитель не будет работать с семьей по восстановлению ценностей отношений, по восстановлению социальности человека и воспитанию ценностей здорового образа жизни родителей, то и дети, которые все главное берут из семьи будут находиться в опасном положении. Поэтому для нашей школы понятие «патриотизм» означает «не пройти мимо». Пусть в принудительной сначала форме, а потом в свободной организовать взаимодействие детей, родителей, педагогов, успешных личностей в проектной деятельности. Это и будет патриотическое воспитание. Причем это надо делать не только во внеурочной деятельности, на уроках необходимо взращивать ценности уважения человеческого труда, в первую очередь»

Ю.Чурилова: «Патриотизм учителя – это помочь ученику осознать свою со-причастность к какой-то культуре, которая имеет отличительные особенности. А через взаимодействие с другими культурами расширять спектр своей собственной личной культуры и потенциала»

О. Шор: «Такие сетевые проекты как Агроцивилизация – это один из способов развития курса обществознания по компетентностно-ориентированной модели. Важно создавать проектные площадки как площадки межведомственного взаимодействия при воспитании и обучении ребят в школе»

К. Липатов: «Важно чтобы всё, что делалось в школе, было природосообразно и соответствовало возрастным возможностям и индивидуальным интересам. Ребята должны пройти ступени юношества, должны самоопределиться. Здесь высока роль учителя и мотивация самого учащегося»

М. Голощапова: «Наш проект- проект подготовки всех жителей микрорайона к сдаче норм ГТО. Здесь важно, что учатся все вместе и бабушки с дедушками, и внуки с родителями. Важна ценность развития, взаимообучения и поддержки»

Таким образом, ценности, как контекст курса обществознания в школе:

-гражданской идентичности и сопричастности к культуре;

-взаимодействия в практическом преобразовании современной реальности;

-осознания исторического опыта народов как личностного опыта через сопричастие (культурный туризм, исторические реконструкции…)

-нравственность и ответственность за личностные выборы;

- структурирование курсов обществознание через круги гражданской идентичности: я-семья-улица-село-город-край-страна-мир;

-педагогическая задача – организация диалоговых площадок: человека в культуре, культуры в человеке;

-здоровье как категория развития духа-души-тела

Немного пояснения для понимания направлений дискуссий.

В своих рассуждениях мы опираемся на материалы А.А. Жигаловой.http://www.scienceforum.ru/2016/pdf/23228.pdf

Обществознание - учебный предмет, который даёт целостное представление о современном обществе и личности. Современному предмету «Обществознание» всего лишь два десятка лет.

Можно выделить несколько этапов преподавания указанного курса в советской и постсоветской школе.

Первый -1920-е гг. двадцатого века, курс интегрировал в себе сведения о праве, экономике и истории и был направлен на развитие у учеников цельного марксистского мировоззрения, а также на понимание революционного характера социалистического строительства и должен был подготовить к непосредственному участию в нем.

В середине тридцатых годов «Обществоведение» как учебный предмет было отменено.

Второй этап начался с 1962/63 учебного года.Предмет становится сугубо теоретическим и снижается его ценность как практико-ориентированного.

Третий этап – конец 80-х годов. В взамен существовавших трёх обществоведческих дисциплин: мораль, право, экономика, начали разработку принципиально нового обществоведческого курса, который должен был начинаться с 8 класса и продолжаться до выпускного класса включительно. Однако, после распада Советского Союза, этот курс «Обществоведения» был снова исключён из учебного плана школы.

Четвертый этап – 90-е годы двадцатого века. Началась разработка нового курса, которой занимались сразу несколько авторских коллективов.

Лабораторией обществознания Института общего среднего образования Российской Академии Наук была разработана «Концепция обществоведческого образования в общеобразовательной школе». Как отмечает Жигалова А.А.http://www.scienceforum.ru/2016/pdf/23228.pdf:«Данная концепция постоянно пополняется по мере продуктивных накоплений в базовых науках, дидактике, психологии, экспериментальном преподавании и массовом педагогическом опыте…Её авторами являются члены-корреспонденты РАО Л.Н.Боголюбов и А.Т.Кинкулькин. В первом и втором разделах использованы материалы кандидата педагогических наук, заслуженного учителя РФ Л. Ивановой, в третьем разделе - кандидата философских наук Ю.Аверьянова.

Пятый этап - в 2007 году, издательство «Просвещение» выпустило УМК комплекс «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке»: 11 класс. В состав УМК вошли: Концепция курса, Программа, Учебник, Книга для учителя, Методическое пособие, и Электронное приложение. В авторский коллектив, разработавший данную концепцию входят- Поляков Л.В., Федоров В.В., Симонов К.В., Ионин Л.Г., Неклесса А.И., Жарихин В.Л., Иоффе А.Г.

Авторы новой Концепции выдвигают следующие вызовы, которые влияют существенно на содержание образования в целом и курс Обществознания, в частности.

Первый вызов – глобализация (важно понимание места России с глобальном мире).

Второй вызов – предмет не содействует самореализации подростков посредством приобретения опыта участия в общественной жизни

Третий вызов - необходимость усиления воспитательной, гражданско-патриотической направленности преподавания обществознания.

Четвертый – его можно назвать технологическим - в педагогическом плане на смену позиции пассивного усвоения теоретических знаний об обществе должен прийти личностно-деятельностный подход.

Основными целями учебного предмета «Обществознание» в данной концепции является создание педагогических условий для социализации и формирования гражданской культуры школьников. Приобщения их к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества, что закреплено в основах конституционного устройства современной России. Курс обществознания имеет своей целью формирование гражданина, интегрированного в современное общество.

Особенность данной концепции заключается в том, что она гарантирует учителю возможность оказывать социализирующее и воспитывающее влияние на учащихся при помощи самого курса. Предлагаемая концепция о глобальном мире выстроена так, что она не только сообщает подросткам об устройстве мира, но и вовлекает их в процесс его познания. Наибольшая новизна курса достигается за счет того, что подросток, узнавая находящийся вокруг него мир, создает для себя готовность деятельно влиять на него, преобразовывать его в собственных интересах, которые присущи гражданину и патриоту собственного государства.

В настоящее время сложилось несколько учебно-методических комплексов, обеспечивающих преподавание курса, как в основной, так и в средней общей школе. В Федеральный список учебников на 2015/16 учебный год вошло четыре подготовленных различными авторскими коллективами комплектов (завершенных предметных линий) учебников для основной школы и три комплекта - для старших классов. Все они прошли экспертизу в РАН и РАО и рекомендованы для использования в школах. За последние годы около миллиона выпускников российских школ сдавали свободно выбранный ими экзамен по обществознанию, результаты которого не уступают итоговым показателям по другим учебным предметам.

Предметом изучения курса обществознания является человек и общество, представления человека о самом себе, своём месте в мире, о развитии общества, обществе как системе, его подсистемах и взаимосвязях общественных событий и явлений.

Основная задача курса, его функциональное значение изначально заключалось в том, чтобы сформировать у выпускников целостные представления о мире, обществе и взаимосвязи между различными социальными явлениями и месте человека в нём; подготовить выпускников к жизни, способствовать его успешной социализации.

В курсе обществознания интегрируются научные знания из разных областей, таких как философия, политология, социология, экономика, право и социальная психология. Изучение этих наук позволяет сформировать у юного поколения необходимые представления о человеке и его месте в мире; об обществе, в котором мы живем, его законах закономерностях, о способах и правилах взаимодействия в нем.

Содержание курса представлено несколькими разделами: общество, человек, познание, социальная сфера, экономическая сфера, политическая сфера, правовая сфера, духовная сфера, и социальная психология.

В настоящее время в структуру курса «Обществознание» входит также и пропедевтическая подготовка учеников начальной школы. Курс «Окружающий мир» позволяет учащимся начальных классов приобрести первые представления об обществе и человеке как члене общества, об основах межличностных отношений, малой родине, отечестве, государстве, о символах российской государственности. Здесь формируются элементарные представления о содержании отдельных обществоведческих понятий.

Систематический курс обществознания раскрывается с пятого класса, и продолжается вплоть до выпускного одиннадцатого. Изучение курса в школе строится на основе существующей концентрической структуры обучения. Первый концентр – основная школа (5-9 классы), представляет собой относительно законченную систему знаний, здесь формируются наиболее общие представления о человеке и обществе, разносторонняя характеристика современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, которые необходимы для выполнения важных социальных ролей.

Курс «Обществознание» для основной школы является органичным продолжением курса «Окружающий мир» для начальной школы. Содержание основного общего образования по обществознанию является комплексом знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Не только знания, выступают важными содержательными компонентами курса, к ним также относятся: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения.

Кроме этого важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, который включает в себя работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач.

Содержание курса обеспечивает связь между основной и средней школами. Ряд теоретических положений изучается в нем на пропедевтическом уровне, без подключения строгих научных формулировок, которые нередко заменяются просто описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.

Во втором концентре – среднее общее образование (10-11 классы), преподавание возвращается к ряду вопросов, которые изучаются уже на более высоком научно-теоретическом уровне, в новых взаимосвязях и взаимозависимостях.

Курс «Обществознание» в старшей школе построен на двух уровнях (базовый и профильный).

Содержание курса на базовом уровне связано с содержанием образования в основной школе, путем углубленного изучения некоторых социальных объектов. Наряду с этим включается ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

На профильном уровне содержится инвариантная часть содержания курса, которая представлена на базовом уровне, и кроме неё также присутствует другая часть материала – для овладения курсом на профильном уровне.

Шестой этап – современность. Предлагается новая Концепция http://www.akipkro.ru/forum/forum-uchitelej-istorii-i-obshchestvoznaniya/4409-kruglyj-stol-grazhdanskaya-identichnost-tsennostnye-smysly-patrioticheskogo-vospitaniya-28-iyunya.html#7784

Подытожив вышесказанное, можно сделать вывод, что концепция формирования обществоведческого курса имеет длительную историю, сложное содержание и на данном этапе не перестаёт обновляться, в связи растущими требованиями со стороны общества. Предложения от Алтайского края готовятся для обсуждения на августовских совещаниях и будут направлены в адрес Министрества образования и науки РФ.

Навигация:   ГлавнаяНовостиГосударственный и гражданский патриотизм – два контекста, которые задают смысловое поле развития курса обществознания (2)
.