12 ноября состоялась международная лингвистическая ассамблея «Русский язык в азиатском регионе».
С приветственным словом к участникам Ассамблеи обратилась и.о. директора Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова Марина Дюбенкова: «Замечательно, что столь значимый форум проходит на базе нашего института. Мы, как учреждение, главной задачей которого является обучение педагогов, осознаем огромную ответственность за сохранение, развитие и распространение русского языка и литературы не только в нашей стране, но и в зарубежных странах. Это то, о чем совсем недавно говорил президент Владимир Путин на заседании совета по русскому языку. Ассамблея – одно из ключевых мероприятий в календаре образовательных событий нашего института».
В ходе пленарного заседания были рассмотрены основные вопросы, связанные с преподаванием русского языка не только в России, но и за рубежом. О поликультурном пространстве, поликультурной среде, о важности продвижения русского языка в азиатском регионе, а также о мероприятиях, проводимых в Республике Тыва по поддержке и развитию русского языка, рассказала доцент кафедры русского языка и литературы Тувинского государственного университета Кира Сат.
Тренер «Центра педагогического мастерства» в городе Талдыкорган Республики Казахстан Раушан Абишева поделилась с педагогами ответами на вопросы, почему и как учителя должны поддерживать изучение русского языка.
Об актуальности эффективной программы привлечения волонтеров для преподавания русского языка как иностранного за рубежом, о разработке такой программы с учетом опыта коллег рассказал доцент кафедры иностранных языков и методики преподавания историко-филологического факультета Горно-Алтайского государственного университета Иван Кольцов.
На пленарном заседании были рассмотрены вопросы, касающиеся не только методики преподавания русского языка как родного, неродного и иностранного, особенностях, которые должны учитывать учителя в своей работе. Кандидат филологических наук, заведующая кафедрой общего и русского языкознания Алтайского государственного педагогического университета Евгения Аввакумова рассказала коллегам о том, что такое билингвизм и историю его изучения. В коротком мультфильме были раскрыты преимущества ребенка-билингва, которые Евгения Александровна затем более подробно рассмотрела в своем докладе. Кроме того, участники ассамблеи узнали о принципе воспитания детей-билингвов: «Один родитель - один язык».
Завершилось пленарное заседание докладом кандидата филологических наук, заведующей кафедрой русского языка как иностранного Алтайского государственного медицинского университета Елены Рыловой. Она провела сопоставительный анализ методик преподавания русского языка как иностранного и русского языка как родного.
Во второй половине дня состоялись мастер-классы. Участники мероприятия узнали о дифференцированном обучении, о коммуникативной методике в обучении русскому языку как иностранному и неродному и о культурологических особенностях преподавания русского языка как иностранного. На одной из дискуссионных площадок учителя познакомились со студентами из Индии, которые обучаются в Алтайском государственном медицинском университете.
Доцент кафедры общего и русского языкознания Алтайского государственного педагогического университета Мария Винокурова на мастер-классе «Идеографическое описание лексики русского языка в иноязычном пространстве» поделилась с коллегами особенностями преподавания лексики русского языка иностранным студентам, обучающимся в педагогическом университете. Мария Анатольевна рассказала о создании идеографического словаря, который поможет педагогам в преподавании русского языка детям-инофонам, а также будет помощью для студентов-иностранцев при освоении необходимого лексического минимума русского языка.
Справка:
Мероприятие прошло в рамках реализации государственной программы РФ «Развитие образования» по развитию, содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам обучения русскому языку в образовательных учреждениях Российской Федерации».