Навигация:   ГлавнаяНовостиНа форуме «Дни образования на Алтае» прошел межрегиональный семинар по вопросам государственной языковой политики
Создано 14 Сентябрь 2020 Автор: Земцова Анна Николаевна Категория: Новости

seminar gos yazСеминар открыла заведующий кафедрой гуманитарного образования АИРО Ольга Староселец. Она рассказала об образовательном аспекте государственной языковой политики, которая затрагивает все уровни образования, включая профессиональное дополнительное, и о реализации на базе института проекта федеральной стажировочной площадки (ФСП) «Открытое образование на русском языке и родных языках народов РФ». Одна из важнейших задач этого проекта — повышение квалификации учителей русского языка и литературы и управленческих кадров на всех уровнях сферы образования.

Два глобальных направления работы ФСП, по словам Ольги Староселец — это изучение русского языка как государственного и как родного, а также других родных языков РФ, в частности, республик региона Большой Алтай, с которыми сотрудничают специалисты АИРО. 

Для помощи в изучении и преподавании русского языка и родных языков реализуется сетевой образовательный проект: помимо открытой образовательной площадки, посвященной изучению русского языка, создана дополнительная площадка «Открытое образование на родных языках». По словам Ольги Староселец, планируется создать сеть таких образовательных площадок и продолжать подготовку тьюторов, вовлекая не только учителей-филологов, но и педагогов других специальностей.

Она рассказала об уникальных издательских продуктах — «Изучение родной русской литературы в основной общеобразовательной школе» и «Лингвокультурологический словарь заимствований современного русского языка», изданных в рамках проекта. В планах — создание региональной электронной библиотеки методических ресурсов.

О метапредметных функциях языка в школе и метапредметном обучении русскому языку как родному и государственному рассказала зав. лабораторией междисциплинарных филологических проектов в образовании МГПУ Ольга Дроздова. Курсы обучения русскому языку как родному и государственному дополняют друг друга и нацелены на формирование познавательного интереса и положительного отношения к изучению родного языка и через него — родной культуры, формирование национальной идентичности. Задача же общего образования — реализовать единый подход к обучению русскому языку, который обеспечит внимание к языку во всех сферах жизни и во всех областях.

Освоение системы работы с языком и речью в рамках изучения разных предметов делает их изучение эффективнее, — отметила Ольга Дроздова. По ее словам, владение культурой межнационального общения и развитие проектного и исследовательского мышления также связаны с метапредметным подходом в обучении русскому языку. «Важно изменить отношение к обучению русскому языку как родному не только у учеников, но и у педагогов: они не всегда видят, в чем плюс и в чем прелесть нового предмета», — считает эксперт.

По словам доцента кафедры общего языкознания МГПУ Михаила Шаповалова, главная идея курса — показать, как цивилизационные, культурно-исторические, социально-политические изменения в жизни общества отражаются в жизни языка; важно при этом «не сваливаться в культурологию», отметил эксперт.

Михаил Шаповалов рассказал об интернет-ресурсах и инструментах визуализации для изучения русского языка как государственного и как родного: это буктрейлеры, хроника и сторителлинг, инфографика с использованием временной линии (time-line, time-mapper), новые виды презентаций, проект «живые страницы» (форма подачи материала, чтобы пристрастить детей к чтению), использование платформ аудио- и видеогидов, образовательный геокэшинг, лингвострановедение, образовательные квесты, создание мобильных обучающих систем. Очень хороший и недооцененный инструмент — «Национальный корпус русского языка», также отметил эксперт.

«Основное действующее лицо – школьный педагог, а все ресурсы и методики их использования – это лишь помощь, чтобы снизить нагрузку на него, которая в последнее время увеличилась в несколько раз», — завершил свое выступление Михаил Шаповалов.

Зав. лабораторией цифровой педагогики АИРО Александра Бускина обозначила цифровой контур деятельности учителя-филолога, рассказала о потенциале цифровых ресурсов и о том, какие практики и технологии мобильного обучения выбирает учитель русского языка и литературы, чтобы фиксироваться на развитии детей.

Она рассказала о том, кто какие «аборигены и иммигранты цифрового мира» и о практике «педагогическое колесо», которую можно применять в практике обучения любому предмету, о факторах успешной и грамотной подготовки педагога к уроку, а также о платформах, сервисе и контенте, которые могут быть полезны учителю.

«Проектное обучение может быть выстроено на основе проблем современной культуры, собственной идентичности школьника, — поделилась Александра Бускина. — Все эти аспекты связаны с формированием функциональной грамотности, чтобы ученики и учителя не оказались за бортом образовательной деятельности в движении к своим образовательным результатам». 

Зав. кафедрой теории и практики журналистики Алтайского госуниверситета Елена Лукашевич выступила с сообщением на тему «Языковая компетентность педагога: требования и реальность». Она рассказала о профессиональных стандартах педагога, которыми он должен руководствоваться в реализации концепции государственной языковой политики.

«Педагог – ключевое звено реализации государственной языковой политики. К сожалению, он не обозначен как ключевой субъект этого многомерного процесса. Если параллельно с созданием концепции государственной языковой политики мы не будем готовить педагогические кадры, эта концепция еще долго не будет реализована», — подчеркнула Елена Лукашевич. 

Справка: 

Мероприятие прошло в рамках реализации мероприятий государственной программы РФ «Развитие образования» по развитию содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам обучения русскому языку в образовательных учреждениях Российской Федерации».

Навигация:   ГлавнаяНовостиНа форуме «Дни образования на Алтае» прошел межрегиональный семинар по вопросам государственной языковой политики
.