Конференция была посвящена ключевым проблемам государственной языковой политики в образовании. В докладах выступающих были представлены различные подходы к решению основных задач государственной языковой политики в образовательных практиках школ и вузов.
Президент Российской академии образования Юрий Зинченко направил участникам конференции приветственное письмо, в котором отметил: «Язык и речь являются одними из самых важных и эффективных инструментов научно-технологического и культурного развития России. Именно поэтому так важно сегодня в период глобальной трансформации и цифровизации общества уделять особое внимание образованию и обучению русскому языку и родным языкам народов России на государственном и региональном уровнях».
С докладом «Языковая образовательная политика: проблемы и пути решения» выступил Андрей Щербаков, научный руководитель Центра исследований медиакоммуникаций Государственного института русского языка им. Пушкина. Он рассказал о принципах государственной языковой политики в России, в том числе о поддержке языков малых народов и поощрении билингвизма, а также о продвижении государственного (русского) языка не только в России, но и за рубежом, а также о моделях реализации билингвальных стратегий (в более чем 20 регионах России государственным, наряду с русским, являются и другие языки, распространенные на этой территории). Оптимальной для большей части регионов эксперт считает четвертую модель: обучение на русском языке с углубленным изучением родного языка.
Андрей Щербаков также отметил, что проблемы реализации языковой государственной политики в вопросах обучения родным языкам требуют обсуждения профессионального сообщества: это нехватка квалифицированных преподавательских кадров, отсутствие единого образовательного стандарта и др.
Гульнара Кудинова, заведующий кафедрой языкознания БГПУ им. Акмуллы (Уфа) представила доклад «Языковая экология в обществе и лингвистическая безопасность». Она напомнила о том, что продолжается процесс исчезновения и утраты языков. «Переход языка в интернет-пространство – серьезный вызов для любого языка. Изучение функционирования языков в интернете позволит объективно оценить возможности их развития и разработать научные основы преподавания языков и механизмы реализации государственной языковой политики», — отметила в своем докладе Гульнара Кудинова.
Завлабораторией междисциплинарных филологических проектов в образовании Ольга Дроздова рассказала участникам конференции о ключевых понятиях лингводидактики и метапредметном подходе к обучению русскому языку, а также о реализации «Концепции преподавания родных языков народов России».
Русский язык как метапредмет школьного образования влияет на все области образовательного процесса: от уровня владения языком, на котором ведется преподавание различных предметов, зависит качество знаний школьников по этим предметам. Кроме того, метапредметный подход также помогает развитию у школьников проектного и исследовательского мышления. «Ни у кого не вызывает сомнений, что все учителя должны пройти курсы повышения квалификации по информационным технологиям, то же самое необходимо ввести и в отношении обучения основам метапредметного обучения русскому языку. Приемы метапредметного подхода необходимы и тем учителям, которые ведут преподавание своего предмета на каком-то из родных языков РФ», — уверена Ольга Дроздова.
Доцент кафедры общего языкознания МГПУ Михаил Шаповалов сделал важный практический обзор универсальных ресурсов для обучения русскому языку и проанализировал их с точки зрения полезности для школьного учителя. Но большая часть того, что преподаватель находит в интернете, требует переработки и доработки, — подчеркнул эксперт. Он также отметил отсутствие целостной методики дистанционного школьного образования: есть отдельные элементы и рекомендации и над этим нужно работать, — считает Михаил Шаповалов.
Заведующий кафедрой теории и практики журналистики Алтайского госуниверситета Елена Лукашевич рассказала о языковой политике в контексте решения языковых проблем современности. По ее мнению, реализация концепции языковой политики сегодня во многом стихийна, фрагментарна и декларативна. «Одним из ключевых субъектов реализации языковой политики нужно признать педагога: независимо от того, какой предмет он преподает, так или иначе он реализует языковую политику», — убеждена Елена Лукашевич.
Она также отметила, что АИРО им. Топорова позволяет и помогает реализовывать проекты в сфере повышения квалификации учителей русского языка и решения кадровых проблем в сфере образования.
Справка:
Мероприятие прошло в рамках реализации мероприятий государственной программы РФ «Развитие образования» по развитию содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам обучения русскому языку в образовательных учреждениях Российской Федерации».