Собранные в этом номере журнала материалы обобщают современные управленческие практики по поддержке родного языка и новые методические разработки. Особое внимание в журнале уделено фольклору как среде, в которой развивается родной язык. В этом номере представлен лучший опыт реализации различных направлений деятельности по поддержке родного языка.
Родной язык — краеугольный камень любой национальной культуры. В Алтайском крае на протяжении многих лет проводится серьезная и глубокая работа по развитию и поддержке родных языков. Это обусловлено особенностью региона – на его территории проживают представители 142 национальностей. В связи с приграничным положением края и активными связями со странами Центральной Азии ежегодно к нам прибывает около 35 тысяч человек, многие получают разрешение на работу, перевозят свои семьи. В школах Алтайского края в связи с этим постоянно увеличивается количество учащихся, для которых русский язык не родной. Это актуализирует задачу подготовки учителей-филологов к преподаванию русского языка как неродного и родных языков народов России.
Справка:
В Алтайском крае создана региональная лаборатория по научно-методическому сопровождению изучения и преподавания родных языков, родной литературы и культуры в школе. Цель ее деятельности – оказание эффективной методической, консультационной и информационной поддержки педагогов в проектировании и реализации учебных и внеучебных занятий по направлениям: «родные языки», «родная литература», «родная культура» в образовательных организациях Алтайского края и других регионов России.
Самостоятельное направление поддержки развития родного языка в регионе — повышение квалификации учителей русского языка, разработаны и успешно реализуются специальные дополнительные профессиональные программы, по которым обучилось более тысячи педагогов.
Также в регионе создан коуч-центр для учителей русского языка и преподавателей других учебных предметов, ведущих занятия на русском языке в регионах Большого Алтая. Основная задача коуч-центра —разработка содержания, дистанционных технологий, форм, методов и методик подготовки и повышения квалификации педагогических работников в области преподавания русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) на всех уровнях общего образования.
Создана площадка открытого образования, где доступны 34 онлайн-курса для преподавателей русского языка, электронная «Энциклопедия русского языка и культуры», содержащая маркеры дополненной реальности, связанные с интерактивными 3D-объектами артефактов русской культуры и быта, а также интерактивные русские традиционные игры, связанные с русскими обрядами, обычаями. Создан видеохостинг, содержащий 55 роликов о языке.
В регионе издано девять пособий по развитию родного языка – это методические материалы, пособия для учителей, рабочие тетради для детей, в том числе для детей с ОВЗ. В 2020 году подготовленыметодические рекомендации «Актуальные вопросы преподавания родного языка в дошкольной образовательной организации», направленные на совершенствование форм и методов преподавания русского языка, языков народов РФ. Эта методическая разработка в 2020 году заняла первое место во всероссийском конкурсе методических разработок.
Этот номер журнала издан в рамках реализации мероприятий государственной программы Алтайского края, выполняемых за счет средств субсидии из федерального бюджета в рамках реализации мероприятий, направленных на развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка, в рамках госпрограммы РФ «Развитие образования».