В рамках межрегионального семинара-совещания «Развитие образования Алтайского края: направления, проекты, перспективы», который прошел с 5 по 7 июля, участники обсудили развитие инклюзивного образования, а также готовность региона к внедрению федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ОВЗ.
Напомним, с 1 сентября 2016 года стандарт будет реализовываться во всех образовательных организациях края, где будут обучаться дети с ОВЗ, и станет основным нормативным документом, устанавливающим единые государственные требования к образованию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральным экспертом данной площадки выступила заместитель директора института коррекционной педагогики Российской Академии образования Дарья Кобылко.
В своем выступлении она представила основные пути интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в единое образовательное пространство, а также рассказала о развитии специального и инклюзивного образования, подчеркнув, насколько значима такая форма обучения для детей данной категории.
Начальник сектора специального образования Главного управления образования и науки Наталья Корягина проинформировала о том, какая в регионе проведена работа по подготовке внедрения ФГОС ОВЗ.
Она отметила, что в настоящее время задача по созданию условий для получения образования детьми всех категорий ОВЗ в общеобразовательных школах является одним из приоритетных направлений развития системы образования Алтайского края.
Одним из направлений соответствующей работы является реализация программы «Доступная среда». Стоит отметить, что регион выполняет показатель, установленный для субъектов РФ в рамках программы: в 20% школ созданы условия для качественного обучения и воспитания детей с ОВЗ, а это 222 учреждения.
С 2013 года в крае на базе общеобразовательных организаций, участвующих в данной программе создаются и функционируют ресурсные центры, которые на условиях безвозмездной аренды могут передавать в школы специальное оборудование, оказывать коллегам методическую помощь.
Кроме того, за два года на бюджетной основе педагоги прошли в различных формах курсы повышения квалификации по работе с обучающимися с ОВЗ. Стоит отметить, что за первое полугодие в Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования обучение прошли 800 учителей начальных классов, набирающих первоклассников в 2016-2017 учебном году. Программа повышения квалификации, разработанная сотрудниками краевого института повышения квалификации работников образования, направлена на ликвидацию дефицитов по определению психологических особенностей разных групп детей с ограниченными возможностями здоровья, изучение особенностей психолого-педагогического сопровождения данных групп детей, корректировку рабочих программ учебных предметов в соответствии с особенностями обучения, проектирование уроков.
Также проведена всероссийская научно-практическая конференция «Перспективы развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в связи с введением ФГОС образования обучающихся с ОВЗ» и ряд других мероприятий по подготовке к установлению новых СанПинов для организаций, реализующих адаптированные образовательные программы, продолжается работа по реформированию деятельности психолого-медико-педагогических комиссий на территории нашего субъекта.
Подводя итоги работы площадки, федеральный эксперт Дарья Кобылко положительно оценила работу региона по обучению детей с ОВЗ: «Очень приятно, что в Алтайском крае сохранена система коррекционной помощи детям и уделяется такое внимание данному вопросу. У вас неформальный подход к таким детям. Здесь работают люди, отданные полностью делу, и подходят к этому вопросу очень серьезно».