17 мая 2016 года в г. Санкт-Петербурге в Президентской библиотеке имени Б.Н. Ельцина в рамках VI Петербургского международного юридического форума состоялся IV Всероссийский съезд учителей права и обществознания «Концептуальные подходы к преподаванию учебных предметов «Обществознание» и «Право». Съезд проводился Министерством образования и науки России совместно с Ассоциацией учителей права и Ассоциацией юристов России.
В работе съезда приняли участие более 250 делегатов из 42 субъектов Российской Федерации. Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования на съезде представляла Мария Блок, старший преподаватель кафедры истории, обществознания и экономических дисциплин.
На съезде обсуждались концептуальные подходы к преподаванию учебных предметов «Обществознание» и «Право». С приветственным словом к участникам съезда обратились Н.В.Третьяк, первый заместитель Министра образования и науки РФ, М.В. Кротов, полномочный представитель Президента РФ в Конституционном Суде РФ, В.Ф Яковлев, председатель Ассоциации учителей права, советник Президента РФ по правовым вопросам, сопредседатель Ассоциации юристов России, Блажеев В.В., сопредседатель Ассоциации Юристов России, ректор ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет им. О.Е.Кутафина».
В рамках съезда работали дискуссионные площадки:
- Обсуждение проекта концепции преподавания обществознания в Российской Федерации;
- Содержательные аспекты учебных предметов (курсов) правовой направленности, преподаваемых в школе. Содержание заданий всероссийской олимпиады по праву и их соответствие курсам права в школе;
- Актуальные проблемы преподавания: модернизация методик и технологий, учебно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, правовой направленности, преподаваемых в школе. Вопросы ЕГЭ и ОГЭ;
- Повышение квалификации учителей обществознания и права. Правовое воспитание (формирование правовой культуры школьника).
Главной темой для дискуссий на мероприятиях съезда стала новая концепция преподавания обществознания в Российской Федерации. Проект концепции должен быть разработан и представлен руководству Министерства образования и науки Российской Федерации в срок до 1 июня 2016 года. Наиболее остро обсуждался вопрос, с какого класса целесообразно начинать изучение курса обществознания и какова должна быть логика последовательности изучения тем. Согласно проекту концепции структура учебного предмета «Обществознание» должна содержать модульный принцип построения и может быть рассчитана на 7-11 классы. Почти все участники съезда высказали мнение, что нельзя начинать преподавание обществознания с 7 класса: во-первых, нарушается принцип преемственности с таким предметом, как «Окружающий мир», во-вторых, социализация ребенка должна идти непрерывно, и именно предмет обществознание этому способствует.
На площадке «Повышение квалификации учителей обществознания и права. Правовое воспитание (формирование правовой культуры школьника)» было отмечено, что в Концепции преподавания обществознания целесообразно подробно отразить содержание и процедуру повышения квалификации учителей обществознания. Евгений Малеванов, ректор ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» отметил в своем выступлении, что уровень преподавания дисциплины «Обществознание» у педагогов разный, также как и разный их уровень владения предметным содержанием. В связи с этим нельзя проводить повышение квалификации таких учителей совместно. Также Евгений Юрьевич высказал мнение, что целесообразно внутришкольное повышение квалификации в курсе обществознания учителей других дисциплин.
По итогам работы IV Всероссийского съезда учителей обществознания и права участники приняли проект Концепции преподавания обществознания в Российской Федерации за основу и его доработку с учетом полученных предложений и замечаний.