28 июня в Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования на круглом столе рассмотрели вопросы гражданской идентичности, определения ценностей патриотического воспитания в условиях современной реальности.
Опыт Алтайского края по патриотическому воспитанию будет представлен в одном из пяти методических пособий, готовящихся к изданию Центром современных образовательных технологий по заказу Министерства образования и науки РФ. Наряду с московскими экспертами разработчиками пособия выступят преподаватели АКИПКРО и АлтГУ.
Одной из центральных тем, с которой началось обсуждение темы патриотизма, стало раскрытие понятия «Родина». Иностранные эксперты приняли активное участие в дискуссии.
Зенебе Тафессе Кинфу, генеральный директор Фонда «Международная Этнос Дипломатия», доцент кафедры массовых коммуникаций Российского университета дружбы народов, председатель координационного комитета Африканских диаспор в России, эксперт ООН подчеркнул, что государство трансформируется: «Оно распадается, переименовывается, но остается понятие Родины. Родину, как и родителей, мы не выбираем, наша задача сделать ее лучше».
Анисет Габриэль Кочофа, посол республики Бенин в России, поделился, что для него Родина - Россия, потому что она дала ему все:
- Я уважаю и люблю эту страну. Я уважаю и ценю людей, я живу жизнью этих людей и разделяю их взгляды. Родина – это место, где я живу свободно!
Данное мероприятие стало вторым этапом обсуждения по созданию концепции преподавания обществознания. На первом этапе – слете ИТ-тимуровцев – рассмотрели, какие компетенции необходимы школьникам.
Круглый стол собрал профессионалов сферы - учителей истории и обществознания, ученых, экспертов. Как подчеркнула координатор мероприятия, доцент кафедры управления качеством АКИПКРО Алена Митина, в создании концепции должны быть очерчены не только компетенции, которыми должны обладать школьники, но и выделены технологии и методики обучения. Подготовка сложного документа должна вовлечь разные целевые группы в его обсуждение.
Алена Митина рассказала об учебнике «Моя малая Родина», созданном детьми. Школьники познают историю своего народа через свои семьи, через переживания близких. В учебнике собраны воспоминания и стихи родственников учащихся, эта работа позволила им лучше понять исторические события.
Марина Голощапова, заместитель директора школы №17 Бийска, презентовала проект по подготовке к сдаче норм ГТО, реализуемых коллективом учреждения и школьниками. Особенность инициативы в том, что к сдаче нормативов готовятся не только учащиеся школы, но и социум местности в целом. Ребенок выступает в качестве тьютора, обучая представителей разных поколений. Интересный проект по музейной педагогике представила Наталья Колпакова, доцент филиала АКИПКРО. Музей в нем подан не как хранилище информации, а как пространство для диалога.
Бурное обсуждение вызвал проект, реализуемый в школе №53 Барнаула - «Родительская академия». Она включает в себя пять направлений деятельности, каждое из которых преследует свои цели. Например, «Школа активного родительства» направлена на обучение родителей, вовлечение их в процесс воспитания и обучения своих детей совместно с другими активными родителями.
Резюмируя, ведущий круглого стола Сергей Буланов, генеральный директор АНО «Центр современных образовательных технологий», член Правления Международного методического совета по вопросам многоязычия и межкультурной коммуникации, отметил, что создание концепции патриотического воспитания планируется осенью 2016 года. Образовательные проекты края по патриотическому воспитанию получили высокую оценку экспертов и будут учтены при разработке концепции.
Отметим, что третьим этапом разработки концепции станут площадки ежегодной августовской педагогической конференции, в ходе которой будут разработаны методические рекомендации для педагогов.