28 июня в рамках форума «Электронная неделя на Алтае - 2017» состоялась большая часть мероприятий, запланированных в программе площадки «Информатизация образования: новые технологии обучения и управления».
Работа площадки была организована силами двух учреждений – Алтайского государственного университета и Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования. Сегодня работа площадки продолжается на базе АлтГУ, там демонстрируют возможности образовательной робототехники, а во второй дня состоятся мероприятия по теме безопасной информационной среды в школе и дома. 28 июня мероприятия площадки проходили, главным образом, на территории АКИПКРО. По предварительным подсчетам, их посетили более 200 человек. Среди них – эксперты, педагоги, учащиеся, представители СМИ.
Работа площадки была открыта пленарным заседанием, которое состоялось в АлтГУ. Его начал ректор АКИПКРО Максим Костенко, который приветствовал участников форума на площадке «Информатизация образования» от имени министра образования и науки Алтайского края Александра Жидких.
Выступления пленарной части обозначили ряд тем, вопросов и проблем, которые в настоящее время высокий уровень информатизации общества ставит перед образованием.
Максим Костенко, ректор АКИПКРО:
- На Санкт-Петербургском экономическом форуме президент Владимир Путин утвердил устойчивый курс Российской Федерации на цифровую экономику. Безусловно, цифровая экономика без цифровой педагогики не может быть, потому что иначе не будут сформированы тенденции и навыки, необходимые субъектам цифровой экономики завтрашнего дня. В Астане на форуме первый вице-премьер Игорь Шувалов сказал, что буквально через 10-15 лет более трети россиян будут жить в «умных городах». Это значит, что что уже сегодня мы должны обеспечивать на практике формирование метапредметных компетенций обучающихся, о которых много говорят и пишут, в частности, это заложено в федеральных государственных образовательных стандартах. Эти компетенции перейдут в метанавыки, позволяющие решать возникающие жизненные задачи с учетом тех межпредметных связей, которые усвоит обучающийся в общеобразовательном или профессиональном учебном заведении.
Информатизация образования переходит к новому качеству роста. Сейчас не стоит проблема насыщения образовательных организаций компьютерами, информационными ресурсами. Сегодня стоит задача в формировании нового качества использования и применения тех самых информационных ресурсов, технологий. Таким образом, информатизация сейчас – это не только рабочее место учителя, не самоцель, а инструмент достижения новых метапредметных компетенций.
Марина Вайндорф-Сысоева, профессор МГПУ им. М. А. Шолохова, к.п.н.:
- Цифровая образовательная среда – если мы раньше об этом говорили, то сейчас это стало тенденцией. Как учить, что делать с этой сетью, с этим цифровым пространством – это серьезная проблема. С 1 сентября 2017 года запускается интересный проект, который называется «Современная цифровая образовательная среда в России». Он интересен тем, что будет открыто единое «окно», куда может «зайти» любой участник образовательного процесса и получить образовательные услуги. Этот портал сейчас формируется восемью вузами, вошедшими в реестр «Национальная платформа открытого образования». Платформа уникальна в том, что она связана со ФГОС, во-первых. Во-вторых, если школьники проходят на этой платформе дисциплины, то эти вузы должны будут зачитывать им их как студентам. Это интересно в том числе для преподавателей, чтобы увидеть, каким может быть настоящее сетевое обучение.
Сергей Буланов, генеральный директор АНО «Центр современных образовательных технологий»:
- Развитие социальных сервисов, интернета и онлайн образования в России сделали доступным огромное количество пользовательских текстов, которые все бросились анализировать. Результатом стал общий дискурс о том, что русский язык умирает, ему что-то грозит, раньше писали лучше, а сейчас какое-то безобразие. Раньше люди не писали, не было потребности активно использовать эпистолярный жанр, а сейчас пишут все. И пишут, как могут. Поэтому об ухудшении или об улучшении говорить нельзя, потому что такой статистики не было. В онлайн обучении остро встает вопрос о правомерности использования формата взаимодействия в социальных сетях, о корректности применения государственного языка… Мы должны понимать, что эффективной коммуникация в рамках онлайн курсов будет в той форме, которая стала удобной и понятной для большинства наших слушателей. Коммуникация будет эффективной и удобной в тех средах, к которым мы привыкли, поэтому обучение в соцсетях становится трендом – это удобно, это просто, не требует дополнительных усилий, поэтому этот тренд нужно обязательно использовать. Но формат письменной устной речи вряд ли может использоваться при формировании контента курсов, учебных текстов, квалификационных работ.
Ольга Рубцова, ректор Академии инновационного образования и развития:
- Сколько бы ни говорили о технических фильтрах в интернете, но пока не будет сформирован «фильтр» в сознании и в душе, будет пустая трата времени и сил. Навык анализа информационного продукта важен как компетенция педагога. Сейчас нужно понимать, что интернет – это и опасность, и благо, и надо уметь его использовать. К сожалению, информационная среда агрессивна по отношению к ребенку, многие фильмы, ролики, рекламные материалы не несут позитивного эмоционального окраса. На учителя ложится новая задача – формирование информационно-коммуникационных компетенций. Это не только научиться дистанционно обучать детей, научиться пользоваться техникой, но и знать, как уберечь ребенка от информационных рисков. Нужно уделять много внимание киберпрофилактике и кибергигиене. Нужно научиться самим и научить детей безопасному использованию соцсетей, культуре общения в соцсетях и конечно, думать о том, что мы пишем, какой след оставляем в интернете. Любое наше слово в интернет может сыграть против нас, оказать влияние на формирование детей, молодых педагогов.
28 июня в АКИПКРО состоялись мастер-классы и семинары. Их темами стали робототехника, олимпиадное программирование, 3D-моделирование, использование технологии дополненной реальности, электронного обучения, электронных библиотечных ресурсов и электронных форм учебников, методической ИТК-грамотности учителя, использвание информационных ресурсов в раннем развитии детей.
Один из мастер-классов был посвящен научно-техническому творчеству младшеклассников. Его ведущим стал Михаил Лисовой, ученик четвертого класса лицея №122, ассистент – Наталья Колпакова, старший преподаватель кафедры менеджмента и экономики в образовании АКИПКРО. На время мастер-класса Михаил Лисовой взял на себя функции учителя и очень органично чувствовал себя в этой роли, объясняя педагогам принципы использования конструкторов Lego.
Участники мастер-класса оставили отзывы:
«Мастер класс проведен на основе практико-ориентированного подхода, созданы условия для взаимодействия участников между собой. Было необычно видеть соведущим мастер-класса ученика, который грамотно организовывал работу участников в группах, предлагал инструкции и ориентировал на результат, оказывал направляющую помощь. Такая организация работы продемонстрировала возможность использования учебного оборудования, а именно конструктора Lego в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, и повысила мотивацию педагогов в использовании интерактивных технологий. (Казачкова Ольга Владимировна, учитель КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа – интернат №5»).
Онлайн в мастер-классе участвовали еще 94 человека из 26 субъектов РФ. Очно - около тридцати.
Вторая часть занятия была посвящена использованию учебного оборудования в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Здесь участники занятия посетили сенсорную комнату: «Очень понравилось оборудование сенсорной комнаты (световые модули, панно «звездное небо», песочный стол), способствующие формированию навыков саморегуляции обучающихся с ОВЗ. Мы заинтересованы в его использовании в школе, т.к. пришли обучаться дети такой категории. (Рыбкина Ольга Николаевна, Жданова Татьяна Геннадьевна, учителя лицей №8, Новоалтайск).
В рамках площадки была проведена общественная экспертиза учебника по истории Алтайского края. Он создается коллективом авторов, который включает сотрудников технического и классического университетов, других вузов, АКИПКРО и педагогов. В учебники будут использованы интерактивные элементы.
Алена Митина, заведующий кафедрой менеджмента и экономики в образовании:
- Во-первых, в печатном учебном пособии есть QR-коды со ссылками на дополнительные информационные ресурсы, на справочные материалы и литературу архивного характера, на интерактивную карту, которую создали коллеги из АНО «Центр современных образовательных технологий» Сергей Буланов и Игорь Карпович. Кроме того, наше пособие снабжено маркерами дополненной реальности, которые представляют ряд объектов: курганы с археологическими раскопками, символ периода освоения целины – трактор ДТ-54 и другие.
Это издание – учебно-методический комплекс, сеть разных ресурсов: пособие для учителя, набор карт, интерактивные сервисы, дидактические игры. Оно рассчитано на учащихся разного возраста, начиная с пятиклассников. Его издание будет приурочено к 80-летию Алтайского края.
Результаты общественной экспертизы учебника
Кроме этого, на площадке в АКИПКРО 28 июня прошли соревнования по моделированию с помощью конструктора Cuboro, соревнования по настольным играм, выставка мобильного оборудования (очки дополненной реальности, фотолаборатория и интерактивная доска с проектором).
Партнерами АКИПКРО при организации мероприятий "Электронной недели" выступают корпорация "Российский учебник" и издательство "Русское слово".