20 июня в Барнауле начался межрегиональный семинар для учителей «Цифровые каникулы», организованный лабораторией цифровой педагогики АКИПКРО. Второй день семинара пройдет в Бийске, на базе школы №17. Главная тема семинара – «Трансформация образования под влиянием технологий виртуальной и дополненной реальности». Ведущий эксперт – Роман Поволоцкий, основатель проекта «Кибер Россия». В мероприятии приняли участие 75 педагогов из школ Алтайского края и более 60 удаленных участников. Семинар начался с торжественной церемонии награждения учеников – победителей VIII олимпиады по программированию и учителей информатики.
"Цифровые каникулы" проводятся в рамках реализации проекта "Электронная цифровая школа", одной из 10 инициатив в сфере образования губернатора региона Виктора Томенко.
«В Алтайском крае созданы все предпосылки для развития цифрового образования. Учителя активно внедряют наработки в этом направлении, - отметила и.о. ректора АКИПКРО Марина Дюбенкова. – В прошлом году по инициативе министра образования и науки Алтайского края Максима Костенко в первый раз состоялись «Цифровые каникулы». Каким компетенциям мы должны обучать современных школьников? Каково место учителя в учебном процессе, не заменят ли его гаджеты?». Об этом будет идти речь на протяжении двух дней семинара.
В панельной дискуссии приняли участие Роман Поволоцкий, директор АКИАЦ Борис Овечкин, заместитель директора АКИАЦ Наталья Брицева, руководитель детского технопарка «Кванториум.22» Александр Муратов, куратор проекта «Цифровые каникулы», преподаватель АКИПКРО Александра Бускина, генеральный директор ООО «Фриматик» Денис Газукин.
Роман Поволоцкий рассказал о полезных компьютерных играх и том, как вдохновить школьников с помощью компьютерных игр, технологий виртуальной и дополненной реальности, которые также успешно применяются для обучения военных, машинистов электропоездов, представителей других профессий: «Полезная игра – это, по сути, обучающая компьютерная игра с набором различных сценариев, сочетание реальных объектов и дополненной реальности. Дети быстро и легко в это вовлекаются».
Эксперт продемонстрировал примеры использования виртуальной и дополненной реальности в школьном обучении – на уроках анатомии, химии, истории, географии и др. «Все обучение постепенно двигается к такому формату», - отметил Роман Поволоцкий.
«Дети уже другие, они иначе воспринимают информацию. До массового распространения технологий дополненной реальности осталось лет 5-7, наши дети и внуки будут свободно всем этим пользоваться, так же как мы – ноутбуком или смартфоном. Этот рынок будет стабильно развиваться, стоимость труда на нем будет расти ближайшие лет 25. Кроме того, это огромное поле для научных исследований и открытий», - подчеркнул эксперт.
«Полный цикл разработки проекта с тестированием на полезность занимает около трех месяцев, это значит, что ребенок за два года может сделать порядка восьми проектов. Это совершенно новый уровень. Занимаясь по четыре часа в неделю, за три года или даже быстрее школьник может стать, например, дизайнером трехмерных приложений к смартфонам. Плюс он учится проектной деятельности, получает социальный навык работы в команде, - рассказал Роман Поволоцкий. – Когда дети понимают, для чего они занимаются математикой, информатикой, программированием и что вы с ними занимаетесь с позиции технологий послезавтрашнего дня, они очень легко в эту тему входят. И вопрос «Зачем?» у них отпадает. У них появляется навык любить учиться.
Когда очки дополненной реальности станут такими же обыденными, как смартфон, для этого понадобится громадный объем цифрового контента. Давайте сделаем так, что этот объем контента будут производить именно наши, российские специалисты – сегодняшние ученики. Для нашей страны реально воспитать поколение талантливых программистов, которые будут формировать ядро технологического предпринимательства.
Есть дети, склонные к программированию и важно их не упустить. Они настолько быстро осваивают новые цифровые технологии, что необходимо создавать среду, в которой они смогут это реализовать, сделать так, чтобы они в этом развивались. Те, кто не создает такую среду, рискуют потерять лучших учеников. А если они остаются, это мотивирует всех остальных тянуться к такой среде. Педагог должен думать послезавтрашним днем и быть для ученика ретранслятором будущих смыслов. Ребенку интересно с таким человеком. Педагогам нужно меняться в направлении тьюторства».
По словам Романа Поволоцкого, чтобы начать в школе процесс изучения технологий дополненной реальности для группы в 8 человек, требуются обычные компьютеры и смартфоны учеников; а обучающего бесплатного контента очень много в интернете.
«Это долговременная стратегия, рассчитанная не менее чем на 5 лет и это совместная работа директора или ректора, завуча, учеников или студентов, - подчеркнул эксперт. – Кроме того, в таких вопросах очень важна поддержка властей региона. Желательна и кооперация центра по программированию с учебными заведениями, например, колледжами, где будут заниматься дизайном, 3D-моделированием и так далее».
«Если наши дети будут заниматься этим направлением, уметь разрабатывать решения для виртуальной и дополненной реальности, капитализация их знаний будет расти. Речь о том, чтобы помочь нашим детям стать успешными», - отметил Александр Муратов.
«Дискуссия была очень интересная и полезная. О виртуальной и дополненной реальности мы, конечно, знали, но очень интересно было узнать о масштабах применения этих технологий. Наша задача на лето – посмотреть и изучить, как все это делается», - поделилась впечатлениями преподаватель Тальменской школы №3 Ирина Пьянзина.
«Действительно, будущее – за дополненной и виртуальной реальностью, и технологии процесса обучения нужно менять, чтобы повысить мотивацию школьников к обучению. Я считаю, что «Цифровые каникулы» как раз дают возможность найти способ, чтобы повысить мотивацию учеников. Будем разговаривать с коллегами, искать энтузиастов, продвигать в школе новые проекты», - рассказал директор школы №60 Барнаул Александр Чернов.
После дискуссии, во второй половине дня, для участников семинаров прошли мастер-классы «Управление проектами. Сервисы для совместной работы», «Квест-рум – цифровые инструменты для формирующего оценивания», «Инструменты цифрового педагога в среде Яндекс.Учебник», «Movavi teacher's party: новый подход к педагогическим собраниям/семинарам/конференциям. Видеоконтент с Movavi» и «#МузыкаПоРасписанию» и дискуссионная площадка «Создание образовательной среды с проектной деятельностью на базе учебного центра». Для школьников был организован мастер-класс «Безопасность в сети».
Справка:
Роман Поволоцкий – лидер проекта «Кибер Россия», руководитель федеральной акселерационной образовательной программы, разработчик и продюсер игр с виртуальной и дополненной реальностью. В прошлом руководил проектами в IT Territory, был исполнительным продюсером в CyberCrew и 2RealLife. Известен по таким играм, как «Территория», «Легенда: наследие драконов», «Техномагия» и «Небеса».
«Кибер Россия» – экосистемный образовательный проект, включающий акселератор и продюсерский центр. «Кибер Россия» занимается разработкой проектов с использованием компьютерного зрения, машинного обучения, приложений виртуальной и дополненной реальности и сервисов для мобильных устройств. Направления проекта рассчитаны на несколько категорий участников: это образовательная программа, Московский центр технологического образования, «Школа Героев», магистратура, которые ориентированы на проектную деятельность и среда, в которой развиваются навыки оперирования информацией. На сегодняшний день программа обучения внедряется в школах, вузах и детских технопарках. В настоящее время обучение ведется по трём направлениям: «разработка цифровых продуктов», «дизайн цифровых продуктов» и «технологическое лидерство». Сферы – разработка приложений с использованием технологий дополненной реальности, искусственного интеллекта. Прямо сейчас по программе «Кибер России» обучается 500 школьников, 200 бакалавров и 70 магистров. Более 15% магистров стали участниками технологических стартапов, что является лучшим результатом в России.