1 июля в Белокурихе на базе школы №1 стартовали курсы повышения квалификации. На курсах обучается более 40 педагогов из разных регионов РФ (Алтайский, Забайкальский, Красноярский края, Томская область, Москва, Якутия и др.) и из-за рубежа (Казахстан), включая команду АКИПКРО из 12 человек.
Занятия проводят специалисты деятельностного подхода, тренеры-технологи деятельностных образовательных практик из Московского педагогического университета (МГПУ) – это Владимир Львовский, Елена Ушакова, Константин Уляшев, Петр Нежнов, Ольга Фурдилова и др., а также магистранты Львовского, которые обучаются по направлению «Технологии деятельностных образовательных практик».
Занятия проходят в самых разнообразных форматах. Так, в первый день участники курсов прошли экспресс-диагностику метапредметных образовательных результатов, которая выявила уровень их читательской грамотности, умения учиться, учебного сотрудничества. Педагоги проектируют учебные занятия, тренинги и образовательные события, которые затем проводят со школьниками и друг с другом. Программа курсов очень насыщенна, практикоориентирована и направлена на освоение деятельностных образовательных форматов: событий, тренингов, мастер-классов, практикумов.
«Мы разрабатываем одно образовательное событие, в которое учителя и дети входят с разными целями. Например, это тренинг, посвященный навыкам моделирования учебной ситуации: для учителей он назывался "Опоры для ума", а для учеников – "Так вот ты какая, Хендра -Пендра". В этом тренинге прокачивалось умение достигать результата в заданных координатах и в ограниченное время. Мы выяснили, что дети более скоординированы в групповой работе и выявили слабые, дефицитные моменты у педагогов, для которых сейчас также проектируем тренинги. Мы учимся работать в «ситуации черновика», проектировать тренинги на самых простых материалах. Мы начинаем лучше понимать, как на практике преодолевать «западающие моменты» и переводить их в конкретные педагогические решения.
Сейчас мы работаем в одной команде с педагогами, с которыми познакомились на курсах в прошлом году, проектируем вместе с ними образовательные события. Они очень включенно работают, анализируют свои результаты. Учителя Белокурихинской школы №1, на базе которой проходят курсы, также погружаются в деятельностный формат и межпредметный подход. Кроме того, в тренингах принимают участие педагоги из томской Монтессори-школы «Эврика-развитие». Эту школу отличает особый подход к проектной работе, например, они предлагают тьюторское сопровождение учеников с 1 по 11 класс. Коллеги из Монтессори-школы стараются подходить к содержанию любого задания с позиции ученика: интересно ли им это, что будет мотивировать их к решению задач», - рассказала заведующая Лабораторией цифровой педагогики АКИПКРО Александра Бускина.
По словам Бускиной, на этих курсах педагоги также осваивают формат заданий PISA, которые позволяют связать реальный опыт ребенка с учебными ситуациями. «Это работа не с вымышленными абстрактными объектами, какими-нибудь 28 ананасами, а абсолютно реальные ситуации из мира природы, науки, инженерных связей, которые действительно интересны детям, - подчеркнула Александра Бускина. – Также формат PISA позволяет прокачать навыки прототипирования и моделирования, для нас это очень ценно».
Таким образом, педагоги на практике изучают, что такое образовательное событие, все измерения и характеристики этого понятия; это не урок, не мероприятие, не проект. Важный аспект образовательного события – умение понимать чужие знания, услышать логику другого участника группы и применить ее к решению задачи.
Участники курсов сталкиваются с понятием «образовательный экстрим», когда участники тренинга ищут ответы и выводы через коммуникацию, эвристическим путем, генерируют многочисленные способы решения.
Все эти подходы и методики Лаборатория цифровой педагогики АКИПКРО планирует активно применять на своих ближайших курсах, уже летом 2019 года.
Справка:
Мероприятие организовано в рамках государственной программы "Развитие образования" по направлению "Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений".