Навигация:   ГлавнаяНовостиУчастники всероссийской конференции «Школа в координатах Digital» обсудили процесс цифровизации системы общего образования
Создано 11 Декабрь 2019 Автор: Земцова Анна Николаевна Категория: Новости

Digital plenarnoeПленарное заседание открыл доклад министра цифрового развития и связи Алтайского края Евгения Зрюмова. Он рассказал о реализации в России и регионе федеральных проектов: «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Кадры для цифровой экономики» и «Искусственный интеллект».

«Один из главных барьеров развития цифровой экономики – качество подготовки кадров. Именно продуманная кадровая политика и тотальная переподготовка специалистов должна стать локомотивом изменений. Сейчас российской экономике не хватает 1-1,5 миллиона программистов. Планируется, что к 2024 году количество выпускников СПО с ключевыми компетенциями по цифровой экономике должно достигнуть 800 тысяч человек, а специалистов, прошедших переподготовку – 1 млн», - рассказал Евгений Зрюмов. Он также отметил важность так называемых «цифровых компетенцй». «Сейчас Минкомсвязи определяет следующие пять компетенций как цифровые: коммуникация и кооперация в цифровой мультикультурной среде, креативное и критическое мышление, умение учиться в условиях неопределенности, управление информацией и данными», - сообщил министр.

Выступление проректора по информатизации и оценке качества образования Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования Бориса Илюхина продолжило тему важности цифровой трансформации образовательного процесса. «Технологии меняют процесс образования сам по себе, его суть. Уходят учебники, учитель трансформируется из транслятора знаний, информации в консультанта, который помогает думать, развить критическое мышление. Система образования должна успевать трансформироваться вслед за этими требованиями. Наверняка появится цифровая дидактика, приемы, формы и методы обучения, связанная процессом цифровизации, и наверное, появятся новые способы оценки и измерения компетенций XXI века».

Не вполне согласна с ним профессор кафедры технологии и профессионального обучения МПГУ Марина Вайндорф-Сысоева, которая рассказала участникам конференции о персонализации образования. «Учебники не исчезают, а процветают – просто в другом формате, - сказала она. – Когда мы говорим о персонализации, то идеи и запросы идут от ученика. Каждый ли ученик может сделать запрос на обучение? Это очень сложно. Но если он сможет сформировать свой запрос, то есть шанс, что от обучения он будет получать максимум удовольствия. Но чтобы этот процесс работал, тот, кто его обучает, должен создать самодостаточную среду. Обязанности учителей расширяются: они создают ресурсы, создают контент. Традиционных учителей этому не обучали, а это очень важно».

«Людей, которые креативно мыслят, создают, созидают в образовании всего около 4%, в общем пространстве – 2,5%. Трендсеттеров – тех, кто быстро подхватывает и распространяет эти идеи, «разносит инновации» – примерно 16-17%. Они первыми понимают, что именно изменяется, как и почему. Но я за то, чтобы обязательно были и учителя и преподаватели, которые дают хороший результат традиционными способами. Дети разные и учителя нужны разные», – заявила Марина Вайндорф-Сысоева.

«Сегодня, когда у нас есть все возможности организовать обучение так, чтобы каждый учился в удовольствие, мы должны эту возможность использовать», - также подчеркнула она.

Учителям надо овладеть цифровыми инструментами и использовать их, чтоб быть актуальными для детей, – считает руководитель Центра смешанного обучения Наталья Андреева. «Цифровая трансформация образования неизбежна, хотим мы этого или нет. Смешанное обучение – инструмент этой трансформации, оно отвечает на вопрос, как в условиях обычного класса каждому ребенку построить индивидуальную образовательную траекторию, как эффективно использовать время и внимание учителя. Это та самая цифровая дидактика, которая позволяет ответить на вызовы современности, и предполагает участие учителя, онлайн-обучение с элементами самостоятельного контроля со стороны ученика своего времени, пути и темпа обучения и интеграцию опыта, полученного с учителем и онлайн», – сообщила она. По словам Натальи Андреевой, опыт показывает, что у детей, идущих по пути смешанного обучения, выше и учебные результаты, и уровень личной ответственности за результат обучения.

Директор Алтайского краевого информационно-аналитического центра (АКИАЦ) Михаил Рязанов рассказал о том, как образовательным учреждениям правильно перейти на российское программное обеспечение. «Делать это необходимо, но несистемный подход в этом переходе приведет к краху», - подчеркнул директор АКИАЦ. По его словам, этот процесс должен быть разбит на пять этапов: аудит имеющегося программного обеспечения, пилотная эксплуатация, техническое задание на миграцию, миграция и техническая поддержка. «Первые четыре этапа придется обеспечивать образовательным организациям, а на пятом этапе наш центр, как подведомственная организация, готов помогать», – также сказал он.

«Я всегда призываю тех, кто преподает IT школьникам и студентам, что учить надо не конкретным программным продуктам, а работать на результат, учить функциям и свойствам и приводить примеры на разных прикладных программах, это очень важно», – подчеркнул в заключение Михаил Рязанов.

После пленарного заседания участники конференции продолжили работу на площадках, посвященных изучению процесса смешанного обучения на практике и обсудили на «круглом столе» вопросы управления изменениями общего образования региона, а представители компаний «Яндекс», Movavi и др. рассказали о различных образовательных ресурсах и площадках.

Справка:
Мероприятие прошло в рамках государственной программы «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений».

Навигация:   ГлавнаяНовостиУчастники всероссийской конференции «Школа в координатах Digital» обсудили процесс цифровизации системы общего образования
.