На семинаре был представлен региональный опыт развития внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) на примере Ярославской и Кемеровской областей, Алтайского края.
Министр образования и науки Алтайского края Максим Костенко, выступивший в роли модератора дискуссии, отметил важность владения инструментами оценки качества образования на уровне и педагогов, и управленцев в системе образования.
Директор Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Сергей Станченко выступил с докладом «ВСОКО в антикризисном управлении школой (на примере проекта 500+)». Предпосылкой для разговора о школах с низкими образовательными результатами стали данные международного исследования PISA, которое оценивает умение 15-летних школьников применять знания на практике. В рейтинге PISA Россия занимает низкие места.
Сергей Станченко показал схему исследования и обратил особое внимание на разницу между «сильными» и «слабыми» школами: одна из основных проблем России в сфере образования, по его мнению, – это наличие такой дифференциации. Еще одна проблема в том, что более чем в трети школ России свыше 30% учеников 5-6 классов не осваивают программу по русскому музыку и\или математике. Это создает проблему не только для повышения результатов PISA, но и для сохранения результатов TIMSS — международного исследования качества математического и естественно-научного образования.
Для решения этих проблем был придуман проект «500+». Его ключевая идея в том, что каждый регион ищет опытных директоров школ и приглашает их в качестве кураторов для сопровождения и консультации школы с низкими образовательными результатами. «Кураторы периодически посещают школы, наблюдают, и, опираясь на данные аналитики, консультируют школы по проблемным вопросам», — рассказал директор ФИОКО.
Ректор института развития образования Ярославской области Ангелина Золотарёва выступила с докладом «Создание системы работы со школами, имеющими низкие результаты обучения: опыт Ярославской области». Она рассказала об опыте адресной помощи школам и школьным командам, нуждающимся в методической поддержке.Также Ангелина Золотарева представила модель адресного сопровождения в региональной системе образования на региональном и муниципальных уровнях и поделилась педагогическими и управленческими стратегиями перехода в эффективный режим работы.
Заведующая лабораторией научно-методического сопровождения школ на этапе перехода в эффективный режим работы Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования Анастасия Давыденко рассказала о принятии управленческих решений на основе ВСОКО и об опыте адресной помощи школам и школьным командам, нуждающимся в методической поддержке. Она проинформировала об интерпретации результатов процедур оценки качества образования и ее этапах и об уровнях принятия управленческих решений. Анастасия Давыденко отметила, что их институт использует ресурсы взаимообучения: «в настоящее время в свете национального проекта «Образование» получают развитие идеи горизонтального обучения, которое положено в основу технологии наставничества».
Директор Тальменской СОШ № 3 Татьяна Лопатина выступила с докладом «Внутришкольное оценивание образовательных достижений учащихся средствами проектной деятельности». Она представила опыт своей школы и рассказала об алгоритме проектирования системы оценивания. «Через анализ динамики результатов оценки в нашей школе мы выявляем проблемные точки и корректируем свою работу», — поделилась опытом Татьяна Лопатина.
Заместитель директора по научной-методической работе СОШ № 53 г. Барнаула Елена Маслова выступила с темой «Инженерно-технологический центр как площадка развития инженерного образования и раннего самоопределение». Она представила опыт развития внутренней системы оценки качества образования своей школы. Елена Маслова рассказала, что их школа является в регионе первопроходцем в инженерно-технологическом направлении и имеет свой инженерно-технологический центр. По ее словам, основное и дополнительное образование в школе №53 интегрированы друг с другом. В рамках основного образования углубленно изучаются математика, информатика, физика. Дополнительное образование включает в себя программу «инженерный класс». В заключение она представила анализ участия учащихся в инженерных классах во всероссийских проектах и их достижения.