В рамках реализации краевого проекта по формированию навыков жизнестойкости воспитанников дошкольных образовательных учреждений состоялось очередное заседание рабочей группы педагогов и специалистов пилотных дошкольных организаций г. Барнаула: МАДОУ ЦРР - «Детский сад №109 «Аленушка» (заведующий Жуганова Т.В.), МБДОУ № 163 комбинированного вида (заведующий Дружинина А.Г.).
Основной целью заседания рабочей группы была презентация эффективных форм образовательного сотрудничества с детьми и родителями, методического обеспечения, разработанных на организационном этапе реализации проекта. Презентация методических материалов была проведена старшим воспитателем дошкольного учреждения №109 Царевой Е.А.
В своем выступлении она отметила, что жизнестойкость не является врождённым качеством, а формируется в течение жизни. Значит, большая роль отводится социуму: образовательной организации и семье. Помощь ребёнку в обретении навыков, накоплении ресурсов для развития жизнестойкости является основной задачей педагогического коллектива и родителей. Евгения Анатольевна подчеркнула, что жизнестойкость включает три основы: вовлеченность, контроль, принятие риска. Чем более выражены эти компоненты, тем легче ребенок воспринимает и переживает стресс.
В дошкольном учреждении развитием и формированием навыков жизнестойкости педагогический коллектив начинает заниматься с групп младшего дошкольного возраста. В связи с этим, большое внимание уделяется адаптации детей к сверстникам, социально значимым взрослым. Именно в раннем детстве, когда ребенок ощущает любовь и поддержку родителей, а далее значимых взрослых-воспитателей, у него идет формирование навыков жизнестойкости посредством вовлечения в разные виды совместной деятельности.
Для дальнейшего развития социального опыта жизнестойкости работа продолжается воспитателями и специалистами в других возрастных группах. Со стороны психолога, два раза в неделю, с воспитанниками проводятся групповые тренинги по развитию коммуникативных навыков и эмоциональной сферы. Упражнения в тренингах направлены на коллективообразование, регуляцию психического и эмоционального состояния, развитие базового доверия к близким и сверстникам, снятие агрессии и др.
Инструктором по физической культуре проводятся с детьми старшего дошкольного возраста коллективные подвижные игры и спортивные игры на выносливость, тренировочные походы, соревнования, экскурсии.
Воспитатели создают условия для сюжетно-ролевых игр, обсуждают реальные и специально моделируемые ситуации нравственного выбора, читают произведения детской художественной литературы, направленные на становление нравственно-волевых качеств ребенка.
Для формирования мотивации родителей к сотрудничеству, педагогами ДОО проведены:
• родительские собрания «Формирование жизнестойкости у воспитанников младшего возраста» (воспитатель Лысенко Н.А.), «Что такое толерантность в дошкольном возрасте» (воспитатель Бойко О.И.);
• психолого-педагогические практикумы;
• организовано постерное консультирование по заявкам родителей;
• проводятся выставки детско-родительских работ.
С целью организации пиар-сопровождения проекта педагогами разрабатываются памятки, оформляются буклеты, информационные стенды с необходимой информацией.
На рабочей встрече были представлены методические материалы, разработанные в ходе реализации проекта. Присутствующие дали высокую оценку представленным результатам, отметили профессиональную компетентность коллектива, точное выполнение сроков планируемой деятельности.
Подготовлено О.Р. Меремьяниной