Эффективность разработок учителей проверяется через экспертизу, которая носит общественный характер. К этой экспертизе привлекаются либо методические объединения школьного уровня (там, где школы достаточно большие) – уже на месте, вернувшись с курсов ПК. Если учитель уже приехал с какими-то наработками, и здесь в АКИПКРО доделал, он может получить в рамках курсов экспертное заключение и экспертную оценку эффективности работы на курсах. Здесь речь уже идет о том, что учитель выбирает не только модули, он выбирает и форму обучения. Одна из моделей обучения – заочно-очная, и есть модель заочно-очно-заочная. Заочно учитель изучает теорию вопроса по своей теме, проходит тестирование, или делает рабочую программу, какой-то проект, приезжает в АКИПКРО и здесь получает экспертную оценку, имеет возможность доделать ее и представить как результат.
В первой части еще один важный механизм, который институализирован и внедряется в крае, апробируется, это то, как на основе технического задания сделать верный выбор тех модулей, в рамках которых это задание будет выполнено. Выбор модулей, позволяющих учителю, с одной стороны, реализовать свои потребности в профессиональном развитии, с другой стороны – выполнить задание работодателя, и, может быть, расширить свои личностные компетентности, что тоже может быть сделано. В этом смысле набор модулей осуществляется учителем, и этот механизм тоже может быть включен в понятие ППК.
В крае первоначально отработаны педагогические механизмы. С 2008 года управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи совместно с АКИПКРО подготовлены и утверждены (прошли управленческую экспертизу, подписаны соответствующие приказы) те документы, в которых фиксируется и механизм задания, и механизм выбора. Сама технология реализации педагогического выбора, педагогической составляющей и, более того, нормативная база в крае создана и функционирует в рамках комплексного проекта модернизации образования. Эти механизмы внедрены в практику деятельности АКИПКРО. И с 2008 года учителя имеют возможность выбора. Другое дело, что слабо было отработано техническое задание. Сейчас мы усиливаем к этому внимание. Работодатель пока не готов формулировать задания своим работникам, а ведь это очень важно. Но за последнее время значительно продвинулись директора, и сейчас многие владеют этой компетентностью - в соответствии с задачами деятельности школы формулировать, конкретизировать задачи на ПК конкретных людей. Мы здесь видим явный рост по тем техническим заданиям, которые мы получаем.
Таким образом, педагогический компонент содержательно отрабатывается с 2008 года. В работе с разными целевыми группами педагогических работников – с января 2008 года, а с руководителями общеобразовательных учреждений – с июня 2008 года.