В конференции приняли участие 578 педагогов из всех образовательных округов Алтайского края, 47 районов края, в том числе 8 городов и 39 сельских муниципалитетов. Из них 108 человек присутствовали на конференции очно и 470 принимали участие дистанционно.
На пленарной части конференции выступили педагоги АКИПКРО . Муратов Александр Юрьевич, к.п.н., доцент, директор НМЦ развития основного и среднего общего образования КГБУ ДПО АКИПКРО, рассказал о ходе и результатах методического сопровождения подготовки к массовому переходу на ФГОС ООО в 2014-2015 учебном году. Затем Белорукова Елена Михайловна, к.п.н., доцент, директор НМЦ развития дошкольного и начального образования КГБУ ДПО АКИПКРО осветила вопрос "обеспечение преемственности реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО". Продолжила выступления на пленарной части Колпакова Наталья Владимировна, директор НМЦ развития психолого-педагогического образования КГБУ ДПО АКИПКРО рассказав об организационно-содержательных основах психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений. И в заключении пленарной части выступила Новикова Ирина Алексеевна, к.п.н., доцент, директор НМЦ развития воспитательных систем КГБУ ДПО АКИПКРО, рассказав о проблемах организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. Далее конференция продолжилась работой в секциях.
По итогам работы секции № 1 «Управление качеством подготовки к переходу на ФГОС ООО на уровне образовательной организации» необходимо отметить следующее. Все заявленные в программе работы секции доклады состоялись: выступило 7 педагогов, из них 2 – в режиме телеконференции. Вопросы, вынесенные на обсуждение секции, отражают актуальные проблемы, с которыми столкнулись школы в условиях перехода на ФГОС ООО и его реализации:
• нормативные и правовые основания перехода на ФГОС ООО на уровне образовательной организации;
• реализация преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО в образовательной организации;
• новые образовательные результаты: как их планировать и оценивать при обучении предмету и во внеурочной деятельности;
• формирование образовательной среды как результат выполнения требований к условиям реализации основной образовательной программы;
• участие общественности в оценке новых образовательных результатов.
Опыт школ, которые уже не первый год реализуют ФГОС ООО, показал, что управление качеством образования на локальном уровне становится наиболее эффективным тогда, когда разрабатываются и реализуются программы, направленные на исследование и сопровождение образовательных процессов, вызывающие наибольшие риски, а также создаются рабочие группы, творческие союзы педагогов.
В обсуждении проблем, обозначенных в программе работы секции, приняли участие не только докладчики. Присутствующие активно задавали вопросы выступающим, представляли имеющийся у них опыт.
Наибольшую дискуссию вызвали вопросы обеспечения преемственности в реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО, участия родительской общественности в оценке образовательных результатов.
В качестве проблем, требующих, на взгляд участников секции, особенного внимания были выделены следующие:
- планирование достигаемых метапредметных результатов в основной школе и определение их минимального перечня для оценки на уровне школы и в рамках преподавания учебного предмета;
- критериальная основа для прописывания уровневых характеристик конкретных УУД;
- качество разработки и описания системы оценки достижения планируемых образовательных результатов в ООП ООО школы;
- обеспечение продуктивного участия родительской общественности в оценке качества образования, обеспечиваемого школой;
- освоение способов оценивания метапредметных результатов.
В качестве предложения была выдвинута идея о продолжении обучающих семинаров АКИПКРО для представителей общественности.
На этапе рефлексии результатов работы секции ее участники отметили актуальность рассматриваемых проблем, практическую значимость предлагаемых решений. Обмен опытом состоялся и в передаче готовых разработок друг другу.
По итогам работы секции № 2 «Организация образовательного процесса, направленного на достижение новых образовательных результатов» необходимо отметить следующее.
На секции выступило 9 человек, 2 из них в режиме телеконференции. Тематика выступлений участников семинара охватила следующие основные направления:
• некоторые приемы работы с текстом,
• организация работы и оценивания школьников в малых группах,
• эффективное применение учебного оборудования на уроках,
• организация и проведение интегрированных уроков,
• планирование и реализация проектной деятельности учащихся,
• использование активных методов обучения.
В итоговой части работы секции все участники секции обозначили одну из актуальных для них проблем, требующую поиска решения, – проблема оценивания новых образовательных результатов.
В результате рефлексивной деятельности участники секции единогласно отметили практическую значимость обозначенных проблем и способов их решений.
По итогам конференции были получены положительные отзывы участников:
Корнева Светлана Григорьевна, МБОУ "РСОШ №1": полезным стал опыт организации работы в малых группах (Воробьева О.А.). Использование учебного и лабораторного оборудования (Бондаренко С.В.).
Горзий Оксана Анатольевна, МБОУ "Бурлинская СОШ": Весь представленный опыт полезен, но проблемой остается система оценивания УУД.
Степаненко Дарья Владимировна, МБОУ "Первомайская СОШ": спасибо, данная конференция оказалась очень информативной. Получила ответы на многие вопросы, просмотрев опыт других школ, сделала выводы, что необходимо изменить в своей работе.