В целях повышения эффективности общественного участия в управлении и формировании образовательной политики Бийского района в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов важным ресурсом развития муниципальной системы образования является целенаправленное распространение позитивных результатов инновационной деятельности педагогических коллективов образовательных учреждений.
Конкурс школ, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках ПНПО, региональные конкурсы общеобразовательных учреждений по различным номинациям позволили определить школы, программы которых стали инновационными ориентирами в системе муниципального образования.
Наиболее эффективным способом обустройства пространств переноса оснований инновационной деятельности в условиях Бийского района стала организация сетевого взаимодействия образовательных организаций. Для этого в районе созданы 5 базовых школ, которые стали источником инновационного опыта для других образовательных учреждений. Базовые школы - это школы, которых отличают стабильный высококвалифицированный педагогический коллектив; высокий уровень качества образования; значительный воспитательный потенциал, авторитет образовательного учреждения в педагогическом сообществе. Именно поэтому базовые школы – это школы – победители ПНПО разных лет. На основе договоров о сотрудничестве базовые школы объединили вокруг себя близлежащие школы, детские сады и учреждения дополнительного образования.
Базовыми школами было взято обязательство по созданию окружных методических объединений, проведению окружных этапов районной олимпиады школьников, дистанционных предметных конкурсов, конкурсов профессионального мастерства.
Три из пяти базовых школ (МБОУ «Первомайская СОШ №2», МБОУ «Первомайская СОШ», МБОУ «Сростинская СОШ им. В.М. Шукшина»)вошли в инновационную инфраструктуру системы образования Алтайского края, став краевыми стажерскими площадками. У них появились дополнительные, определенные соглашением, обязательства: консультирование педагогов и образовательных учреждений по проблемам реализации ФГОС; сопровождение учреждений и педагогов в процессе формирования и реализации опытно-экспериментальных и инновационных проектов, программ; организация стажировки педагогов; внедрение дистанционных форм образования; общественная презентация хода внедрения ФГОС.
В районе организована работа 16 методических объединений педагогов. Предметом содержания их деятельности становятся: разработка рабочих программ по предметам учебного плана, разработка контрольно-измерительных материалов, «сквозных» интегрированных (дополнительное образование и школа; детский сад и школа) программы внеурочной деятельности; разработка диагностического инструментария новой оценки качества образования. Результатом деятельности таких объединений становятся совместные проекты по вопросам введения и реализации ФГОС ООО, программы внеурочной деятельности, сценарии занятий «в новом формате».
В целях совершенствования системы методической работы на муниципальном уровне, обеспечивающей поддержку и сопровождение образовательных учреждений (в том числе сетевое взаимодействие) по вопросам обмена эффективным опытом работы, объединения усилий в решении актуальных задач введения ФГОС ООО в Бийском районе созданы муниципальные опорные площадки (МОП) на базе образовательных учреждений, имеющих положительный опыт в одном или нескольких направлениях деятельности, обеспечивающий решение приоритетных задач развития муниципальной системы образования. Это дало возможность одновременно прорабатывать несколько проблемных тем, в которых заинтересовано образование муниципалитета.
Деятельность МОП закреплена приказами Комитета по образованию. Опорная площадка самостоятельно выбирает формы деятельности с руководителями и педагогами образовательных организаций, руководителями методических объединений.
В 2014-2015 учебном году была организована работа опорных площадок на базе трех школ: «Управление подготовкой перехода на ФГОС ООО на уровне образовательной организации» (МБОУ «Сростинская СОШ им. В.М. Шукшина»); «Педагогическое самоуправление в системе государственно-общественного управления школой» (МБОУ «Первомайская СОШ»); «Обеспечение максимально возможной доступности качественного образования для каждого обучающегося через сетевое взаимодействие образовательных учреждений» (МБОУ «Первомайская СОШ № 2»). На их базе прошли обучение 339 руководящих и педагогических работников Бийского района.
В 2015-2016 учебном году созданы еще три опорные площадки: «Создание организационно-педагогических условий процесса адаптации и обеспечения профессионального роста молодых педагогов школ Бийского района» (МБОУ «Лесная СОШ»), «Организация работы с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» (МБОУ «Мало-Енисейская СОШ»), «Развитие системы поддержки талантливых детей» (МБОУ «Верх-Катунская СОШ»).
Важным звеном сетевого взаимодействия является вовлечение лучших учителей, выявленных в рамках конкурсов, в систему повышения квалификации педагогов района. В целях информирования о новых моделях распространения инновационного опыта работы, привлечения основной массы учителей к овладению новыми педагогическими технологиями педагоги-лидеры являются постоянными участниками районных семинаров, организуют мастер-классы по внедрению личностно-деятельностных технологий, входят в состав муниципальных экспертных групп и аттестационных комиссий.
Немалая часть этих педагогов (69 %) входит в состав руководителей и заместителей руководителей ОУ, руководителей районных методических объединений.
Организация работы по управлению муниципальной системой образования на основе сетевого взаимодействия позволит максимально использовать имеющиеся в районе материально-технические, педагогические, финансовые и интеллектуальные ресурсы, в частности, инновационный опыт учителей и школ-лидеров, способствует достижению целевых ориентиров, стоящих перед системой образования района в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.
Информация предоставлена Коньшиной Ларисой Геннадьевной, заместителем председателя комитета по образованию по информационно-методической работе