В «Павловской СОШ», в рамках реализации краевого проекта «Мобильная сеть», состоялся семинар «Разработка и реализация АООП НОО для обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». На семинаре присутствовали учителя начальных классов, заместители директоров по учебно-воспитательной работе, педагоги-психологи, логопеды из Павловского школьного округа.Основная цель семинара: повышение профессиональной компетенции педагогических работников по реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации.
На семинаре были рассмотрены вопросы:
1.Разработка и реализация АООП для детей с ОВЗ (сообщение, презентация опыта)
2.Деятельность ПМПк в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Разработка и реализация рабочих программ психокоррекционных занятий (доклад, презентация) (презентация опыта)
3.Разработка и реализация курса коррекционно-развивающей области «Логопедическое занятие» (дети с ЗПР, вариант 7.2) (презентация опыта)
4.Просмотр видео фрагментов логопедических занятий.
По первому вопросу выступила Жирнова Татьяна Александровна, заместитель директора по УМР. Она подробно остановилась на структуре адаптированной основная общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) Данная программа является нормативным документом образовательной организации, разработанным в соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) и на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2). АООП НОО обучающихся с ЗПР - это образовательная программа адаптированная для обучения детей с ЗПР с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР МБОУ «Павловская СОШ» содержит целевой, содержательный, организационный разделы.
В целевом разделе представлена пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования; система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает программы, ориентированные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. В разделе представлены следующие программы: программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР; программы отдельных учебных предметов, курсов, коррекционно-развивающей области; программа духовно-нравственного развития, воспитания; программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; программа внеурочной деятельности.
Организационный раздел включает учебный план начального общего образования; систему специальных условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Педагоги обсудили вопросы составления адаптированных основных общеобразовательных программ, рабочих программ по предметам в 1 дополнительном классе (вариант 7.2).
Маликова Алена Владимировна, педагог-психолог выступала по теме: «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС».Она рассказала о системекомплексного психолого - педагогического, медико-социального сопровожденияобучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включающую психолого-медико-педагогическое обследованиеобучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся; реализацию коррекционных мероприятий.Она подробно осветила вопросы деятельности ПМПк в данном направлении, требования к новой документации. Затем была представлена программа коррекционно-развивающих занятий для детей с ЗПР, составленной с учётом ФГОС, рассказано о её реализации.
Слизункова Елена Васильевна, учитель-логопед выступила с презентацией опыта работы по теме «Разработка и реализация курса коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» (дети с ЗПР, вариант 7.2)».
В начале своего выступления Елена Васильевна рассказала о большом значении данного курса для учащихся с ЗПР, поскольку у данной группы детей наблюдается большая распространённость комплексных речевых нарушений, что приводит к трудностям освоения программ учебных предметов.
Далее учитель-логопед познакомила присутствующих с разделами программы, которые обозначены в соответствии с целями и задачами курса, подробно рассказала о содержании каждого раздела, дала рекомендации по реализации курса, исходя из своего опыта работы. Также были обозначены целевые ориентиры и результаты, которых учитель-логопед пытается достичь при работе с детьми. Для оценивания приобретённых умений и навыков Елена Васильевна рекомендовала использовать шкалу, где точкой отсчёта становится первоначальный уровень.
После выступления вниманию присутствующих были представлены фрагменты логопедических занятий, на которых можно было увидеть приёмы работы над словообразованием и словоизменением, т. е. работу над развитием грамматического строя речи, а также поэтапный процесс дифференциации звуков изолированно, в словах, в словосочетаниях, в предложениях.
В заключении учитель-логопед ещё раз отметила большую ценность данного курса для преодоления недостатков не только речевого, но и общего развития ребёнка с ЗПР.
В конце семинара присутствующие поделились опытом работы в своих школах и отметили значимость проведенного семинара, необходимость проведения подобных мероприятий с целью обмена опытом по разработке АООП для детей с ОВЗ других категорий.