В Алтайском крае оценили готовность образовательных учреждений к введению ФГОС основного общего образования
В четверг в АКИПКРО завершил работу семинар «Подготовка ОУ к введению ФГОС ООО», участие в котором приняли команды пилотных школ. Напомним, в регионе определено 16 школ, которые уже с этого учебного года начали активную подготовку к введению новых стандартов на основной ступени в рамках краевого эксперимента.
Как отмечают организаторы мероприятия – Главное управление образования и молодежной политики края и АКИПКРО – семинар был построен таким образом, чтобы охватить все вопросы, касающиеся перехода на новый стандарт. В первую очередь, школам было предложено самостоятельно оценить свою готовность к введению стандарта, учитывались и кадровый потенциал, и материально-техническая база, и возможность организации внеурочной деятельности и другое.
«В начальной школе у нас действует несколько программ, 1,2,3 классы работают по новым стандартам, однако на следующий год в пятые классы придут школьники (сегодняшние четвероклассники), занимающиеся по старым стандартам. Во первых, вопрос в том, как осуществить резкий переход, а во-вторых, как обеспечить преемственность программ начальной школы, УМК в пятом классе», - именно на этой проблеме делает акцент зам. директора по научно-методической работе Лицея № 112 г. Барнаула Любовь Романова.
Любовь Семеновна подчеркнула, что необходима мотивация педагогов на экспериментальную деятельность, хотя в целом готовность коллектива к реализации ФГОС она оценивает высоко. Коллектив лицея довольно мобильный, учреждение работает в экспериментальном режиме, проводит внутренние эксперименты, и в целом - школа инновационного типа. Учителя отмечают, что всегда работали по деятельностному подходу, использовали проектную методику, поэтому у них не возникнет сложностей при переходе.
«Материально-техническую базу мы оценили на 73%, большую подготовку в этом оказал комплекс мер по модернизации образования, в рамках которого в школу пришло лабораторное оборудование, кабинеты физики, химии, географии, биологии и многое другое. В нашем учреждении уделяется большое внимание использованию данного оборудования, то есть у нас все кабинеты работают в полную силу, учителя активно используют новинки на уроках и дополнительных занятиях, многое изучают самостоятельно. На первые деньги по модернизации мы обучили коллектив в АКИПКРО. И сегодня учителя уже сами создают электронные образовательные ресурсы», - отмечает Любовь Семеновна.
Одна из основных проблем при переходе на новые стандарты, которую отмечают участники семинара, является организации внеурочной деятельности. Так, например, в лицее № 112 учится 1 500 учеников, учреждение работает в две смены, соответственно ощущается нехватка помещений. Однако в рамках реализации ФГОС начальной школы лицею удалось решить проблему.
«Мы одна из школ, которая сохранила педагогов дополнительного образования. Созданы различные программы внеурочной деятельности, представлено исследовательское направление, интеллектуальное, художественно-эстетическое, спортивно–оздоровительное, краеведческое. Используются особые формы, отличные от урочных. Пытаемся интегрировать внеурочную деятельность с соседними школами. Например, по спортивно-оздоровительному направлению заключен договор с педагогом, и дети ходят на занятия в 88 школу, есть договор со студией «7 нот», в итоге на базе нашей школы дети занимаются вокалом. Почти в 4 раза активизировалась участие школьников в различных конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях. Мы заметили, что активно участвуют в исследовательских программах начальные классы и старшая ступень – 10-11 классы, а среднее звено «западает», поэтому, мы считаем, что внедрение стандарта основного общего образования стимулирует этот процесс на основной ступени», - поделилась опытом Любовь Семеновна.
Примечательно, что родители видят изменения. В школе проводятся собрания, анкетирования родителей и детей, часто выбор родителей и детей не совпадает. Бывают такие прецеденты, что родители записывают детей во все, что есть в школе, абсолютно не учитывая, что это приводит к перегрузке детей, в этом случае проводятся беседы и консультации.
По итогам работы семинара, участники отметили, что удалось выстроить четкий план действий, были предложены методики анализа готовности, благодаря использованию которых школы определили, на каком уровне они сегодня, оценили, по каким направлениям требуется приложить дополнительные усилия.
Несмотря на целостность и комплексность программы мероприятия участники определили слабые стороны. В частности речь идет о недостаточном рассмотрении вопроса по оценке результатов.
«Проблема оценки результатов сегодня самый большой вопрос, который мы не можем решить самостоятельно. Как оценивать универсальные учебные действия известно всем педагогам, а как быть с метапредметными и личностными? Хотя, на мой взгляд, личностные результаты можно оценивать методикой Третьякова, например, по определению уровня воспитанности», - считает заместитель директора по научно-методической работе 112 лицея г. Барнаула.
В заключение встречи участникам семинара было предложено описать ученика в соответствии с ФГОС.
«Социально-адаптированный, гармоничный, успешный, коммуникабельный, умеющий учиться в течение всей жизни, адаптироваться к изменяющимся условиям и шагать всегда в ногу со временем», - именно таким рисуют портрет современного ученика педагоги.