Тюменцевская средняя школа активно готовится к введению новых Стандартов в основной школе/
Более пяти лет школа работает в активном инновационном режиме. За этот период были апробированы и внедрены многие проекты в области образования, в частности, Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения.
ФГОС – это принципиально новый для отечественной школы документ, который нормирует все важнейшие стороны работы учреждения и определяет уклад школьной жизни.
В настоящее время учителя начальной школы успешно реализуют Стандарт в шести классах, два из которых экспериментальные. Об этом подробно рассказывалось на страницах газеты и школьного сайта.
Сегодня школа готовится к апробации механизма введения стандарта в основной школе, в пятых – девятых классах.
Педагоги, работающие в этом звене, четко понимают главные принципы стандарта. А именно то, что Стандарт для каждой ступени образования содержит личностный ориентир – портрет выпускника.
Позиции, характеризующие ученика основной школы – это преемственная, но и дополненная версия характеристиками выпускника начальной школы. Как пример: выпускник начальной школы владеет основами учиться, проявляет способности к организации собственной деятельности. Выпускник основной школы – это ученик, умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике.
Кроме того, в младшем школьном возрасте необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом. В среднем звене – быть социально активным, уважать закон и правопорядок, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.
Конечно, в портрет выпускника основной школы добавлены направления и компоненты, определяемые их возрастными особенностями. Как мы видим – это осознание ценности труда, науки и творчества, умение ориентироваться в мире профессий.
Школа понимает, что формирование этих качеств личности – процесс длительный. В конечном счете, результатом педагогического труда будет качество жизни выпускника, считают педагоги. Поэтому, главные задачи современной школы заключаются в раскрытии способностей каждого ученика, воспитании порядочного человека, готового к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире.
Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Когда в 2009 году школа готовилась к введению Стандарта в начальной школе, мы активно сотрудничали с коллегами Каменского, Баевского, Завьяловского, Ребрихинского, Мамонтовского районов. Проводили совместные мероприятия, спорили, планировали.
Сегодня, благодаря организованной в крае образовательной миграции в рамках комплекса мер по модернизации образования, учителя – новаторы нашей школы, организующие работу по новым Стандартам в основной школе, прошли стажировку в образовательных учреждениях городов Красноярска, Иркутска, Казани, Улан – Удэ.
Данные поездки позволили не только узнать, но и проанализировать с целью адаптации к своим школьным условиям, особенности системы образования школ – пилотов из других регионов, а также продемонстрировать свой опыт и перспективы развития.
«Система образования в Красноярском крае (лицей №9) нас удивила тем, что обучение для всех лицеистов – это настоящий праздник,- делится своими впечатлениями Наталья Васильевна Соколова. Школа работает полный день, с восьми утра до восьми вечера. В лицее реализуется нелинейное расписание. Это значит, что ученик вправе выбрать себе занятие по душе, не нарушая строгого учебного плана. Именно занятие, потому что урок – как основная форма обучения заменена на интересные ребятам события. Например: литература – это спектакль; математика – игра «Математическая карусель»; история – путешествие доисторического человека; русский язык – мастерская «Точка»; физкультура – фитнес. Эти события сопровождаются прогулками, купанием в бассейне, обедами. В лицее не ставятся отметки, а ежедневно словесно оценивается продвижение ученика через личный кабинет в Интернете. У каждого лицеиста имеется свой собственный обновляющийся сайт. С восьмого класса в лицее начинается профилизация образования, игры заканчиваются, и все серьезно готовятся к ЕГЭ. Родители и учащиеся очень довольны таким подходом, потому что учеба для лицеистов – это удовольствие. Через игру ребята не замечают трудностей школьной программы, тем самым учебная мотивация значительно повышается»
Понравилась идея Красноярских коллег с нелинейным расписанием. Коллектив Тюменцевской школы планирует ее частично адаптировать с введением внеурочной деятельности в пятых классах.
В ходе стажировки в Иркутске был высоко оценен опыт Алтайских педагогов по реализации духовно – нравственного воспитания. Представлял его учитель музыки Алексей Валентинович Власов. Алексей Валентинович подчеркнул, что духовное воспитание школьника напрямую связано с личностью учителя. В условиях новых Стандартов учитель должен быть высококультурной личностью, примером для учащихся, тонко владеть словом, обогащать сферы художественных интересов учеников.
Работая в Татарстане, педагогов пилотной школы поразило желание учеников и их родителей к углубленному изучению языков. Все учащиеся республики изучают минимум три языка: русский, татарский, английский. В гимназиях дети владеют немецким, испанским, китайским, японским языками.
Татарские учителя согласились с мнением директора школы Валентины Аркадьевны Костиной, что информационно – образовательная среда является главным условием реализации ФГОС.
«В школе должна быть динамичная информатизация, которая призвана обеспечить качественно новый уровень подготовки выпускников. В своей сельской школе мы стараемся этот уровень выдержать, постоянно обновляя информационный ресурс учреждения»,- сказала Валентина Аркадьевна.
В настоящее время учителя школы - Лариса Ивановна Кайгородова и Галина Александровна Кексель - проходят стажировку по деятельностному подходу как концептуальной основе ФГОС основного образования в республике Бурятия.
Такой обмен мнениями на пользу не только педагогам школы, но и всей системе образования, считают участники образовательной миграции.
Коллектив школы надеется, что с 1 сентября 2013 г., когда пятиклассники будут обучаться в условиях новых стандартов, все ученики и родители испытают радость от учебы и будут удовлетворены качеством образования.
Ирина Власова, тьютор базовой площадки, заместитель директора по УВР МБОУ «Тюменцевская СОШ»
(опубликовано в газете «Вперед», декабрь 2012 г.)