Педагоги края обсудили учебно-методические комплексы по русскому языку и литературе, соответствующие ФГОС ООО
Более 40 педагогов из разных районов Алтайского края приняли участие в семинаре по теме «Достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения средствами УМК по русскому языку и литературе издательства «Дрофа», который проходил на базе АКИПКРО.
Основной идеей семинара стало то, что современный учебник – «организатор» образовательной деятельности ученика в процессе самостоятельной работы (дома) и на уроке.
В первый день в центре внимания было выступление методиста информационно-методического отдела издательства Ларисы Бугровой. Она познакомила присутствующих с УМК по русскому языку и литературе. Учителя имели возможность полистать новые учебники, программы к учебникам и издания, которые составляют методический шлейф: рабочие тетради, тетради для оценки качества знаний, методические рекомендации. Методист показала, как доработаны уже знакомые учебники с учетом требований ФГОС основного общего образования в части содержания, методического аппарата, дизайна. Задания в новых учебниках выстроены с учетом реализации деятельностного подхода. Так, в учебнике русского языка под редакцией М.М. Разумовской задания направлены на алгоритмизацию учебной деятельности.
Вторая часть семинара прошла на базе лицея №8 г.Новоалтайска.
Учитель школы Лариса Кошелева провела открытый урок русского языка в 5 классе по теме «Сложное предложение» с опорой на учебник под редакцией М.М. Разумовской. После урока состоялось обсуждение, в том числе и проблем, связанных с работой по обновленному учебнику. Поскольку учитель апробирует названный учебник, она смогла из опыта работы показать, каковы отличия в учебниках, реализующих стандарты 2004 и 2010 годов. Данный учебник вошел в Федеральный перечень рекомендуемых учебников, однако в 3 школах края в 2012-2013 учебном году организована его апробация с целью выявления методических особенностей учебника, возможностей в реализации требований ФГОС ООО и обеспечении необходимого качества образования.
Особый интерес вызвали у участников семинара электронные приложения к учебнику (их можно скачать на сайте издательства), которые помогают индивидуализировать процесс обучения. Многие учителя отметили, что семинар помог разобраться в методическом аппарате учебника, понять особенности организации учебной деятельности учащихся при работе с учебником русского языка под редакцией М.М. Разумовской.
Отметим, что в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях с родным русским языком обучения в 2013-2014 учебном году, включено 11 линий учебников по русскому языку и 12 по литературе, содержание которых соответствует ФГОС ООО. В этой связи перед школой стоит серьезная проблема – выбрать такой учебник, который наилучшим образом обеспечит качество образования по предмету. Учебник сегодня по-прежнему остается основным средством обучения. Нормативно право выбора учебника школой закреплено в статье 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Выбирая тот или иной учебник или целостный учебно-методический комплект (УМК), образовательное учреждение исходит, с одной стороны, из специфики образовательного учреждения, конкретных условий работы. С другой стороны, важно знать, насколько широк методический аппарат конкретного учебника, обновлен ли иллюстративный материал, введены ли новые термины, адаптирована ли степень сложности материала к уровню подготовки учащихся соответствующих классов, отвечает ли учебник требованиям ФГОС.