Разработка инструментария и процедур оценки качества начального и основного общего образования в контексте требований ФГОС к образовательным результатам
Семинар по разработке инструментария и процедур оценки качества начального и основного общего образования в контексте требований ФГОС к образовательным результатам прешел 10 апреля 2013 г. в МБОУ «Тюменцевская СОШ». На семинаре выступили учителя начальных классов Ольга Коледина и Ольга Устинова, которые многому научились на семинаре в АКИПКРО, который прошел с 3 по 5 апреля по теме «Доработка, апробация и внедрение инструментария и процедур оценки качества образования в соответствии с ФГОС».
Рабочая группа учителей, готовящихся к введению ФГОС ООО в пятых класса, обсуждала особенности деятельности учителя по реализации требований ФГОС к системе оценки планируемых результатов.
Педагоги понимают, что система оценки, предлагаемая ФГОС, должна включать описание организации и содержания итоговой аттестации обучающихся, промежуточной аттестации в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам и оценки проектной деятельности обучающихся. Необходимо определить степень соответствия существующей системы оценки результатов освоения учащимися ООП ООО в условиях ФГОС. В новых стандартах система оценки не исчерпывается результатами аттестации, а включает в себя информацию, полученную в ходе мониторинга.
В связи с этим была осознана проблема: как грамотно провести мониторинг и организовать коррекционную работу с учащимися в условиях ФГОС.
Кроме этого, учителя в рамках преемственности определили виды заданий для оценки результативности формирования у обучающихся УУД.
Например, для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие основания для формулировки заданий:
· участие в проектах;
· подведение итогов урока;
· творческие задания;
· зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
· мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
· самооценка события, происшествия;
· дневники достижений;
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
· «найди отличия» (можно задать их количество);
· «на что похоже?»;
· поиск лишнего;
· «лабиринты»;
· упорядочивание;
· «цепочки»;
· хитроумные решения;
· составление схем-опор;
· работа с разного вида таблицами;
· составление и распознавание диаграмм;
· работа со словарями;
· мнемотурнир
· «пластилин».
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
· «преднамеренные ошибки»;
· поиск информации в предложенных источниках;
· взаимоконтроль
· взаимный диктант (метод М.Г. Булановской)
· диспут
· заучивание материала наизусть в классе
· «ищу ошибки»
· КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно
предложить следующие виды заданий:
· составь задание партнеру;
· отзыв на работу товарища;
· групповая работа по составлению кроссворда;
· магнитофонный опрос
· «отгадай, о ком говорим»
· диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
· «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Данный семинар оказался очень плодотворным, так как способствовал росту профессиональной компетенции педагога в условиях подготовки к введению и реализации ФГОС.
Костина Валентина, директор МБОУ
«Тюменцевская СОШ» Тюменцевского района