В декабре 2013 года в МБОУ «СОШ №55» проведен педсовет «Организация внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС ООО»
Об организации внеурочной деятельности школьников
Внедрение в основную школу ФГОС ставит перед учителем проблему обеспечения интересными программами внеурочной деятельности.
И здесь, на наш взгляд, на помощь может прийти курс «Учись учиться», разработанный авторским коллективом учителей МБОУ «Лицей №130 РАЭПШ».
Данный курс решает первоочередную задачу не просто занять детей в свободное от учебы время, выполняя реализацию новых стандартов, но помочь учащимся научиться осознанно выстраивать свою учебную деятельность. В данном курсе приемы учебной деятельности являются предметом специального изучения и усвоения.
Программа курса способствует формированию у учащихся личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, которые так необходимы в современном образовательном процессе.
Чтобы курс легче осваивался, авторы предлагают очень интересные практические задания, и что очень важно, на наш взгляд, отражающие весь спектр учебных предметов. Так, приобретая умения по постановке цели, планированию учебной деятельности, формированию навыков контроля, анализа, оценивания своей учебной деятельности, ученики обращаются к содержательным возможностям всех знакомых предметов.
Интересен блок занятий «Обучаюсь способам учебных действий для реализации целей и задач», направленный на освоение школьниками приемов умственных действий: выделение главного, сравнение, классификация, определение понятий, построение определения, обобщение.
Материально-техническое обеспечение освоения учебной программы предусматривает наличие мультимедийного оборудования, справочно-библиографического материала, рабочей тетради школьника. Но на данном этапе внедрения программы в учебный процесс существует сложность с доступностью материала для каждого учащегося, так как рабочие тетради школьника не напечатаны, мультимедийное сопровождение существует в напечатанном варианте в методических рекомендациях для учителя.
Одной из самых больших проблем реализации программы, на наш взгляд, является проблема небольшого количества часов, определенных авторами для ее прохождения. Поскольку каждая тема предполагает как теоретическое, так и практическое освоение учащимися, то дополнительное количество занятий способствовало бы более глубокому пониманию и усвоению материала. А такие темы как «Учусь анализировать результаты своей деятельности», «Учусь строить определения», «Учусь находить информацию», на наш взгляд, невозможно рассмотреть за один час занятия.
Хочется отметить одно наблюдение, которое отличает данную программу не только как курс занятий, необходимый учащимся, но и как курс, который, на наш взгляд, должен быть интересен учителям, работающим в рамках ФГОС. Работая вместе с детьми над формированием универсальных учебных действий (УУД) в рамках программы, учитель сам четко начинает понимать, как можно выстроить урок, соответствующий требованиям системно-деятельностного подхода, как можно использовать УУД в рамках конкретного учебного занятия.
Программа курса «Учись учиться» является, на наш взгляд, современным, интересным, необходимым элементом внеурочной деятельности учебного учреждения, внедряющего новый ФГОС.
Вершинина Т.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №55»