Использование компьютерного и учебно-лабораторного оборудования в Ребрихинской школе
Ульянова Наталья Анатольевна — заместитель директора по УВР МБОУ «Ребрихинская средняя общеобразовательная школа» Ребрихинского района Алтайского края
В МБОУ «Ребрихинская средняя общеобразовательная школа» имеются технические возможности для использования информационно-компьютерных технологий в учебно-воспитательной деятельности начальной школы. За последнее время произошло укрепление материально-технической базы начальной школы: в каждом классе установлены мультимедийные комплекты, в четырёх классах — интерактивные доски. Во всех 10 кабинетах начальной школы полностью заменена мебель для учащихся, оборудовано рабочее место учителя, приобретены новые учебники для 1-4 классов. Широко практикуется проведение уроков и внеклассных мероприятий с использованием медиапроекторов, интерактивных досок. Персональные компьютеры используется учителями для подготовки дидактических материалов, поиска нужной информации, ведения документации, оформления учебных кабинетов, для работы в Сетевом городе. На базе школы постоянно проводятся школьные, районные и краевые мероприятия с использованием средств ИКТ.
Полноценные рабочие места учителя, учебно-лабораторное оборудование, интерактивные доски, мультимедиа, наборы электронных образовательных ресурсов (33 диска), комплекты робототехники «Лего», электронный микроскоп, спортивное оборудование, полученное школой в рамках программы модернизации, позволяют учителям организовать работу более качественно и продуктивно. У всех участников образовательного процесса есть доступ к ресурсам в сети Интернет. В школе ведётся электронный журнал и электронный дневник, у родителей появилась возможность видеть результаты успешности своих детей.
Возможность использования этих образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе позволяет:
обеспечить быструю и адресную доставку учебной информации;
усилить мотивацию познавательной деятельности учащихся к изучению предмета;
увеличить интенсивность учебного процесса;
работать учащимся в индивидуальном режиме при подготовке к домашним заданиям, сообщениям, что приводит к более качественному уровню подготовки и заинтересованности учащихся;
педагоги школы создают условия для развития информационной культуры учащихся, приучают их искать информацию в различных источниках и работать с электронными носителями.
Учителя начальной школы продолжают освоение и внедрение интерактивной доски и информационных технологий, как в учебном процессе и в воспитательной работе, так и во внеурочной деятельности. Педагоги (Гришкова С.В., Тарасенко Т. Н., Попова М.В., Анцупова Л.П., Щур О.П., Баркова Н.В., Сараева Л.Ю., Русина Е.В.,Филиппова Ю.Н., Слободчикова О.Г., Синельникова Н.А. Якимец М.А.) систематически включают в свои уроки презентации, интерактивные задания, музыкальное и иллюстративное сопровождение с использованием мультимедийного оборудования. В связи с этим в начальной школе постоянно растёт процент уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ. Это стало возможно, потому что все кабинеты начальных классов оборудованы проекторами, ноутбуками, компьютерами, экранами и МФУ. Также имеются диски с электронными заданиями по предметам.
В прошлом учебном году 2б класс участвовал в краевом пилотном проекте «Электронный журнал». Учителя, работающие в этом классе, не только выставляли оценки в ЭЖ, но и указывали темы уроков, домашние задания. Классный руководитель (Щур О.П.) имела возможность быстрой связи с родителями при помощи электронной почты. В этом учебном году все начальные классы перешли на такой вариант.
В основе реализации стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое применение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Поэтому большое внимание уделяется созданию на каждом уроке и внеурочной деятельности условий для осмысления учащимися социальной, практической, личностной значимости изучаемого материала. На уроках ребята вместе с учителями ставят опыты, проводят эксперименты, «открывают» для себя что-то новое.
Широко используется оборудование и во внеурочной деятельности на таких занятиях, как «Умка» (рук. Синельникова Н.А.), «Модульное оригами» (рук. Русина Е.В.), «Я — исследователь» (рук. Щур О.П.), «Волшебная кисточка» (рук. Попова М.В.), «Азбука дорожной безопасности» (рук. Попова М.В.), «Друзья природы» (рук. Сараева Л.Ю.), «Семь нот» (рук. Якимец М.А.), «Квилинг» - (рук. Гришкова С.В.), «Робототехника» (рук. Пасанова С.В., Яшкова Н.В.), «Клуб докторов здоровья» - (рук.Филиппова Ю.Н.), театральная студия «Улыбка» - (рук. Слободчикова О.А.). Второй год в рамках внеурочной деятельности ведётся курс в начальной школе по робототехнике. Целью занятий является изучение среды программирования конструктора «LEGO». Благодаря новому интерактивному оборудованию для проведения экспериментов, которое поступило для начальной школы, был создан клуб «Умка».
Для педагогов, администрации существуют различные возможности использования компьютера:
организация учебного процесса (подготовка расписания, электронных документов, баз данных, содержащих информацию об учащихся школы и их родителей и т. д.);
использование компьютера для получения и работы с информацией на электронных носителях, из сети Интернет, для реализации общения с целью обмена опытом, методическими разработками и другой документацией;
подготовка учебных пособий, методических разработок к уроку;
подготовка и проведение уроков с использованием мультимедиа;
компьютерный контроль знаний учащихся;
организация школьного сайта, позволяющего связать между собой учеников, родителей и учителей.
Использование ИКТ способствует росту профессионального мастерства учителя, повышению эффективности овладения умениями самостоятельного поиска, обработки и представления знаний, развитию личности учащихся и подготовке к комфортной жизни в условиях информационного общества. Использование технических средств позволяет вести просветительскую, культурно-массовую работу с детьми, родителями, жителями села. Родителям и гостям школы демонстрируются презентации, результаты научно-исследовательской деятельности учащихся. Использование средств ИКТ позволяет делать мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное - позволяет привлечь к их организации большее количество детей и их родителей.