03.04.14 в МБОУ «Лицей № 112» прошел методический день по теме «Введение ФГОС ООО в практику школы».
Цель мероприятия: обобщить опыт введения ФГОС ООО в 5-ых классах и показать на практике использование системно- деятельностного подхода.
В мероприятии приняли участие 90 человек (МБОУ «СОШ № 117», МБОУ «СОШ№ 118», МБОУ «Лицей №101», МБОУ «СОШ № 81», МБОУ «СОШ № 127», школы округа МБОУ «СОШ № 102», МБОУ «СОШ №88», МАОУ «СОШ № 132», также другие школы Индустриального района и педагоги края (МБОУ «Сростинская СОШ имени В.М. Шукшина», 5 методистов АКИПКРО.
В рамках методического дня педагоги лицея провели открытые уроки:
1.Урок русского языка в 5 «В» классе по теме «Имена существительные общего рода», учитель - Василенко Валентина Михайловна
2. Урок английского языка по программе углубленного изучения в 5 «Д» классе по теме «Развитие умений диалогической речи - в магазине, учитель- Боброва Светлана Геннадиевна
3. Урок русского языка в 5 «А» классе по теме «Имена существительные: одушевленные и неодушевленные», учитель Мерцалова Ирина Викторовна
4. Урок математики в 5 «В» классе по теме «Деление десятичных дробей на десятичную дробь», учитель - Чубинидзе Татьяна Васильевна
5. Урок по обществознанию в 5 «Д» классе по теме «Семья, учитель- Романова Ксения Владимировна
6. Урок по литературе в 5 «Д» классе по теме В.П. Астафьев «Васюткино озеро: юный герой в экстремальной ситуации», учитель Нестерюк Елена Николаевна
7. Урок по программе «Занимательная информатика» в 5 «А» классе, учитель Борисова Оксана Михайловна.
В своем выступлении Госсен Светлана Викторовна, заместитель директора по УВР рассказала об истории лицея, его достижениях.
Романова Любовь Семеновна, заместитель директора по НМР поделилась опытом работы администрации и педагогов лицея о введении ФГОС ООО (5 класс), рассказала о проблемах и путях их решения.
Выводы по итогам этого учебного года:
Опыт внедрения ФГОС ООО в МБОУ «Лицей № 112» показал, что
материально-технические возможности школы (использование ИК технологий) позволяют организовать урочную и внеурочную деятельность эффективно, мобильно: каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью; много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности; дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов; наблюдения за пятиклассниками при посещении уроков показывают: дети стали лучше говорить, вступать в диалог. Они не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; большая часть детей адекватно оценивают свою деятельность на уроке; анализ работы учителей на уроках свидетельствуют о том, что учителя обладают определенным уровнем методической подготовки, выстраивают учебный процесс по принципу: «ученик-субъект» учебной деятельности; владеют мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ- средствами.
Вскрылись и определенные проблемы при апробации ФГОС ООО.
В части материально-технического обеспечения:
в здании школы не хватает учебных кабинетов для организации внеурочной деятельности
В части информационно-методического обеспечения:
требуется совершенствование ресурсного потенциала: кадрового, программно-методического
Введение ФГОС основного общего образования выявило некоторые проблемы кадрового характера:
сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий;
реализация проектной деятельности требует от педагога владение в совершенстве приемами, технологиями метода проектов;
В части оценочной деятельности и диагностики:
отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя; работа по ведению портфолио как форме оценивания учащихся должна совершенствоваться и развиваться в сотрудничестве с родителями
В заключение была проведена экспресс-рефлексия мероприятия. Все присутствующие дали положительные отзывы о проведенных уроках. Отмечена актуальность мероприятия его масштабность, его практикоориентированный характер.
Из отзывов гостей: «Тема остро актуальна. Цели и задачи реализованы в полном объеме», «Мероприятие очень результативное и эффективное», «На уроках можно было увидеть разные методы и формы системно- деятельностного подхода», «Постараемся использовать ваш опыт на своих уроках», «Цели достигнуты, задания разнообразны, интересны проблемные ситуации, работа в группах», «Грамотно построены выступления».
Н.В. Козлова, методист АКИПКРО отозвалась о методическом дне так:
«Посещение и анализ уроков, которые провели учителя в рамках семинара, еще раз подтверждают мысль А.К.Дусавицкого о том, что «переориентация цели меняет содержание обучения, его методы и формы. Меняется и представление об уроке как основном компоненте школьного обучения, содержание которого определено целями образования. Все это и нашло отражение в уроках. Самоанализ уроков самими учителями показал, что подготовка и проведение каждого урока были подчинены задаче реализации трех направлений работы: организационного, содержательного и деятельностного. Рассматривая уроки в рамках данных направлений, следует отметить, что задаваемое содержание, например, на уроках английского языка по теме «Покупки в магазине», обществознания по теме «Семья» или урока по внеурочной деятельности по теме «Орнамент» были направлены, в первую очередь, на воспитание и развитие личности учащихся средствами предмета. Опора на личностный опыт учащихся, включение их в поисковую деятельность, проблемный характер заданий, активная смена режимов взаимодействия оказывали положительное влияние на познавательную активность учащихся в ходе уроков. Это можно связать и с тем, что практическая направленность уроков выражаются в умении учителей учитывать возрастные особенности школьников, их интересы, возможности и потребности, а деятельностная направленность нашла отражение в организации целеполагания на уроках и, как следствие, определении способов организации учебной работы, видов заданий, средств обучения, отвечающих замыслу урока.
Безусловно, семинар продемонстрировал первые, но достаточно методически грамотные шаги в переходе на ФГОС в условиях основной школы. Еще существуют трудности, например, в четком подборе заданий, обеспечивающим ученикам достижение метапредметных результатов, оценивании их по этапам урока, соблюдении требований к организации группового взаимодействия... Эти проблемы видят и сами учителя и они открыты для сотрудничества»
Л.К. Вальбрит, методист АКИПКРО сообщила, что на уроке русского языка по теме «Имена существительные: одушевленные и неодушевленные» учителю Мерцаловой Ирины Викторовны удалось отлично организовать целеполагание через серию усложняющихся заданий. Задание №1: Какой из двух столбцов слов составлен из одушевленных существительных, а какой из неодушевленных? Задание №2. Какой способ вы применили для решения первой задачи? (с помощью вопросов «кто?» или «что?») Задание №3: Работая в парах с информационным материалом учебника, найдите другой способ определения одушевленности/неодушевленности существительных, без которого нельзя обойтись в трудных случаях («кукла», «молодежь»). В проектном режиме школьники самостоятельно нашли не известный им ранее способ определения одушевленности/неодушевленности существительных, зафиксировали и представили у доски. На этапе рефлексии неслучайно один из школьников написал «Я узнал, что мне нравится работать в паре!». Учитель, действительно, позаботился о создании условий для самостоятельной мотивированной деятельности учащихся в сотрудничестве друг с другом и учителем. Уроки других учителей русского языка и литературы с точки зрения достижения предметных результатов были проведены качественно, плодотворно. Но Стандарт требует такого же внимания к личностным и метапредметным результатам.
Л.С. Романова, зам. директора по НМР МБОУ «Лицей №112»
Н.В. Козлова, методист АКИПКРО
Л.К. Вальбрит, методист АКИПКРО