Семинар КГБОУ АКИПКРО «Экспертиза основных образовательных программ ООО и проектирование образовательного процесса, соответствующего требованиям ФГОС ООО». 17-18 апреля 2014 года
Основная цель семинара - обеспечить готовность пилотных образовательных учреждений Алтайского края к введению ФГОС ООО в 5 классах в 2014 году. Работа на семинаре была направлена на решение следующих задач:
организовать экспертизу основных образовательных программ основного общего образования на соответствие ФГОС ООО;
обеспечить проектирование материалов по тематике опыта работы пилотных и тьюторских школ;
обеспечить готовность к проектированию образовательного процесса, соответствующего требованиям ФГОС.
Участниками семинара стали 102 сотрудника из 90 образовательных организаций, определенных приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 13.09.2013 г. № 3994 в качестве пилотных площадок краевого эксперимента. Ученики 5х классов пилотных школ в 2014-2015 учебном году приступят к реализации ФГОС в 5 классах. В семинаре также приняли участие тьюторские школы, учащиеся 5-ых классов которых уже в текущем учебном году учатся по ФГОС ООО. Эти школы уже накопили ценный управленческий и педагогический опыт.
В проведении занятий приняли участие сотрудники Главного управления и молодёжной политики Алтайского края, профессорско-преподавательский состав АКИПКРО.
Первый день семинара почти целиком был посвящен современному уроку, соответствующему требованиям ФГОС. Наталья Григорьевна Калашникова, д.п.н., профессор, в своей установочной лекции раскрыла философские и методологические основы проектирования урока в соответствии с системно-деятельностным подходом и создала на занятии условия для того, чтобы обучающиеся могли самостоятельно проектировать разные типы уроков в соответствии с требованиями ФГОС ООО. В ходе практических занятий, организованных в форме групповой работы, участники семинара определяли сущностные характеристики разных типов уроков, соответствующих ФГОС ООО, проектировали различные учебные ситуации, искали способы решения учебных задач.
В результате занятий по проектированию материалов из опыта работы пилотных и тьюторских школ по подготовке к переходу на ФГОС ООО были совместно выработаны требования к таким материалам. Все участники конкретизировали тематику своих материалов в соответствии со структурой сборника, предложенной сотрудниками АКИПКРО, а также выработали требования к представлению материалов.
В начале второго дня семинара выступила Главный специалист сектора общего образования отдела дошкольного и общего образования Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края Ирина Викторовна Чеверда. Она представила основные направления современной государственной политики в сфере образования, ответила на вопросы участников семинара. Второй день семинара был посвящен экспертизе проектов основных образовательных программ и их компонентов: целевому разделу, программе развития универсальных учебных действий, рабочим программам отдельных учебных предметов и курсов, программам воспитания и социализации обучающихся, организационному разделу ООП.
В ходе подготовки к семинару все пилотные школы провели самоэкспертизу проектов основных образовательных программ по критериям, разработанным сотрудниками АКИПКРО и представленным на сайте института (http://fsp.akipkro.ru/vvedenije-fgos/expertiza.html ). Школы-тьюторы в свою очередь провели экспертизу компонентов проектов основных образовательных программ, представленных пилотными школами на своих сайтах. Результатом экспертизы стали заполненные экспертные листы и выводы о степени готовности программ пилотных школ.
На практических занятиях по экспертизе преподаватели АКИПКРО организовали с участниками семинара обсуждение и рефлексивный анализ их достижений и затруднений при написании ООП, а также поиск путей устранения затруднений. Выступили сотрудники школ-тьюторов с представлением результатов экспертизы компонентов программ пилотных образовательных организаций, что дало толчок для рефлексивных дискуссий в малых группах. Каждый участник семинара заполнял рефлексивный дневник, в котором фиксировал достоинства и недостатки своей программы и вырабатывал способы устранения последних. Таким образом, в ходе работы в заочной части и непосредственно в АКИПКРО участниками семинара была решена одна из важнейших задач - проведение экспертизы основных образовательных программ.
Главной задачей пилотных школ теперь является корректировка окончательных вариантов основных образовательных программ ООО и публикация их на сайтах школ в разделе «ФГОС ООО», а также разработка материала из опыта работы по подготовке к введению ФГОС ООО до 01.06.2014.
Основными результатами семинара «Экспертиза основных образовательных программ ООО и проектирование образовательного процесса, соответствующего требованиям ФГОС ООО» стали:
1. Готовность к проектированию уроков, отвечающих требованиям системно-деятельностного подхода. 72% респондентов достигли этого планируемого результата (см. Приложение).
2. Формирование готовности пилотных школ
• к созданию окончательного варианта основной образовательной программы ООО;
• к разработке материалов из опыта работы по подготовке в введению ФГОС ООО.
По сравнению с семинаром, который состоялся в КГБОУ АКИПКРО в прошлом году, значительно возрос уровень готовности пилотных школ в области содержательного обеспечения ФГОС ООО, разработки основной образовательной программы. Согласно результатам анкетирования в среднем 3% респондентов указали, что не готовы к доработке компонентов образовательной программы.
Любовь Михайловна Кикавская, заместитель директора по УВР Озерно-Кузнецовской СОШ Угловского района, только с этого учебного года работает в должности завуча. «Практически все было полезным. Главным результатом семинара для меня - выработка конкретных критериев экспертизы основной образовательной программы, понимание принципов структурирования каждой ее части».
Любовь Михайловна Дорошенко, директор Гуселетовской СОШ Романовского района, объяснила свою особенную заинтересованность в семинаре тем, что ее школа приступает к реализации ФГОС ООО без реализации ФГОС в начальной школе. Любовь Михайловна благодарна организаторам за семинар по такой актуальной теме, за качество методических материалов, разработанных преподавателями и методистами АКИПКРО.
Коптева Надежда Александровна, заместитель директора по УВР Тальменской СОШ №6 сообщила:
- Участие в семинаре помогло мне высоко оценить и деятельностную форму учебного занятия, проведенного с нами Натальей Григорьевной, и средства: презентацию, раздаточный материал – с полями для собственных пометок, структуру таблиц, систематизацию материала. Все это будет использовано мной как для проведения методических мероприятий с учителями школы, школьного округа, для проведения стажерских практик, так и для организации учебного процесса непосредственно с учащимися школы на уроках по любому предмету.
Елена Владимировна Дремова, заместитель директора по УВР лицея № 101 г. Барнаула, имеет уже большой опыт работы в этом направлении. Тем не менее, она приняла активное участие в работе семинара. Ей удалось выявить необходимость корректировки некоторых пунктов основной образовательной программы лицея, составить представление о типах уроков в парадигме системно-деятельностного подхода. Понятнее стали критерии анализа данных типов уроков.
«Когда работаешь в группе, - рассказывает Елена Владимировна, - получаешь возможность поделиться собственным опытом и узнать об интересных наработках в других образовательных учреждениях. Хочется выразить благодарность школам-тьюторам, в частности Лицею 112, за проведение экспертизы ООП, за сопровождение процесса подготовки к реализации ФГОС ООО. Заслуживают благодарности и преподаватели АКИПКРО за то, что предоставили возможность проанализировать свою подготовку, за методические рекомендации по всем направлениям подготовки к ФГОС ООО».
Выводы на основании анкетирования:
Семинар прошел на высоком уровне, 96,00% респондентов удовлетворены качеством организации и проведением семинара.
Достигнута основная цель семинара - участники указали высокую степень своей готовности к корректировке основной образовательной программы ООП. Наиболее высший результат респонденты показали в готовности доработать пояснительную записку – 96%.
90,66% респондентов отметили удовлетворенность достигнутыми результатами на семинаре.