22 октября 2014 года в МБОУ Гимназия№8» г. Рубцовска состоялось совещание при директоре по преемственности между I и II ступенями обучения в условиях перехода на ФГОС ООО
Повестка:
1. Анализ состояния здоровья пятиклассников (Н.Н. Петанина).
2. Социально-психологическое сопровождение адаптационного периода пятиклассников. (О.В.Маношкина, Г.М. Кирдяшкина).
3. Характеристика пятиклассников (Т.А.Пирогова, Ж.В. Сергейчук, Л.Н. Роот, О.Н. Вольхина, О.А. Шарапова и учителя-предметники).
4. Организация воспитательной работы и внеурочной деятельности в 5-х классах (О.В.Прасол).
5. Результаты диагностики стартовых возможностей пятиклассников в рамках ФГОС ООО (Т.Н. Донецкая, О.В. Русанова, Л.М. Теплова).
6. Анализ состояния школьной документации (Л.М.Теплова).
Цель совещания: подведение итогов контроля адаптации учащихся 5-ых классов к процессу обучения в условиях введения ФГОС ООО.
В 2014-2015 учебном году МБОУ «Гимназия №8» продолжает реализацию механизмов введения ФГОС ООО в 5-ых классах.
В течение первого полугодия в гимназии реализовывались все необходимые мероприятия по решению вопросов преемственности и адаптации согласно плану-заданию.
Деятельность педагогического коллектива учителей и администрации была направлена на создание таких психолого-педагогических условий, которые благоприятно повлияют на протекание адаптационного периода в условиях введения ФГОС ООО. Это:
• Организация режима школьной жизни пятиклассников
• Создание предметно-пространственной среды
• Организация оздоровительно-профилактической работы
• Организация учебно-познавательной деятельности
• Организация внеурочной деятельности пятиклассников
• Изучение социально-психологической адаптации детей к школе.
Администрацией, руководителями кафедр были посещены уроки учителей-предметников, работающих в 5-х классах: уроки русского языка и литературы, математики, географии, биологии, иностранного языка, музыки, истории и обществознания, технологии, изобразительного искусства; занятия педагогов, работающих по программам внеурочной деятельности.
Анализ посещенных уроков позволил оценить то, как протекает адаптация к условиям обучения в среднем звене в процессе обучения разным предметам согласно учебному плану 5-ых классов по ФГОС ООО, а также понять сильные и слабые стороны в деятельности учителя на уроке в логике системно-деятельного подхода, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.
Эффективность проведения урока в логике системно – деятельностного подхода оценивалась по критериям, которые были представлены в карте анализа урока. В ходе анализа посещенных уроков были даны рекомендации.
С целью формирования личностных характеристик учащихся 5-х классов согласно требованиям ФГОС ООО социально-психологической службой была разработана программа психологического сопровождения, которая включала:
1) Диагностические исследования по методикам И.В.Дубровиной, М.И. Рожкова,
М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой.
2) Групповые тренинговые занятия с детьми, имеющими затруднения в период адаптации.
3) Индивидуальная консультативная работа с педагогами, учащимися и их родителями.
На совещании подведены итоги диагностики сформированности метапредметных и предметных результатов учащихся 5-х классов через стартовые проверочные работы; проанализированы текущие контрольные работы по предметам и принято решение учителям 4-х классов и учителям – предметникам учесть недостатки, пробелы в подготовке учащихся по итогам диагностики, наметить пути совместной деятельности (обмен опытом) в формировании методологических умений в учебно-познавательной деятельности: наблюдения, опыты, измерение, умение различать факт, мнение, использование математического аппарата для объяснения представленных результатов;
умений работы с текстом в информационно-коммуникативной деятельности: чтение и понимание письменного текста (план, главная мысль, ответы на прямые вопросы к тексту; поиск примеров, подтверждающих выдвинутое положение, аргументов, доказательств; использование информации из текста); работа с информацией: поиск и преобразование информации, работа с графиками, инструкциями, диаграммами, таблицами.
в формировании регулятивных умений: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.