Вебинар по данной теме состоялся в рамках Краевой августовской педагогической конференции – 2015 «Образование в Алтайском крае: новые стандарты - новые возможности» 18 августа 2015 года. Вебинар был организован Главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края и КГБУ ДПО АКИПКРО. В мероприятии приняли участие более 1000 работников образования из всех муниципалитетов Алтайского края, в том числе специалисты Главного управления и АКИПКРО; руководители и специалисты муниципальных органов управления образованием; руководители общеобразовательных организаций, руководители и члены муниципальных методических объединений учителей начальных классов и учителей-предметников основной школы. Одна из основных задач вебинара заключалась в формировании краевого плана организационно-методического сопровождения реализации ФГОСв 2015-2016 учебном году.
Открыла вебинар Дроздова Ирина Николаевна, начальник отдела общего образования Главного управления. В своем выступлении (скачать текст доклада) она представила основные результаты, проблемы и задачи реализации ФГОС начального и основного общего образования в Алтайском крае. Основные результаты включают, в том числе, создание условий для реализации ФГОС, рост профессионального уровня педагогов, внедрение новой системы оценки результатов и работа с родителями и общественностью, создание и организация работы сети школ-тьюторов, осуществляющих взаимодействие со всеми школами муниципалитета по внедрению ФГОС основного общего образования. Среди основных проблем: оценка результатов реализации ФГОС, организация внеурочной деятельности, в том числе недостаток помещений для проведения занятий, реализация системно-деятельностного подхода, недостаточная эффективность использования оборудования. Ирина Николаевна представила результаты мониторинга реализации ФГОС на уровне основного общего образования и сообщила, что Главное управление и АКИПКРО будут осуществляться дальнейшее сопровождение введения ФГОС с использованием опыта пилотных образовательных организаций.
Калашникова Наталья Григорьевна, первый проректор АКИПКРО, в своем выступлении остановилась на связи двух Стандартов: профессионального стандарта педагога и ФГОС. Больший интерес участников вебинара вызвали результаты исследования профессиональных дефицитов педагогов в области Профстандарта. Наиболее острые проблемы внедрения ФГОС пересекаются с затруднениями, которые возникают у педагогов при анализе своей профессиональной компетентности в соответствии с Профстандартом. По мнению Натальи Григорьевны, формировать новые компетентности обучающихся могут только те педагоги, которые сами непрерывно совершенствуются в своей профессии, а для овладения профессиональными компетентностями в соответствии с Профстандартом в каждом образовательной организации должна быть создана рефлексивно-проектировочная среда для его изучения и внедрения.
Ерохина Наталья Геннадьевна, директор лицея №8 г. Новоалтайска, обобщила и представила многолетний опыт своего лицея в качестве стажерской площадки по обеспечению преемственности в формировании новых образовательных результатов школьников при переходе из начальной в основную школу в условиях реализации ФГОС основного общего образования. Н.Г. Ерохина отметила важность помощи, которая оказывается лицею как одной из пилотных школ специалистами Главного управления и АКИПКРО и в разработке основной образовательной программы, и в процессе приведения в соответствие с новыми стандартами других необходимых нормативных документов лицея.
Калашникова Ирина Анатольевна, главный специалист отдела общего образования Главного управления, рассказала (скачать текст доклада) о различных способах использования образовательных ресурсов нескольких образовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия и о способах реализации образовательных программ в сетевой форме в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации». Результаты пилотного проекта в виде обобщении опыта пилотных школ, проектов нормативных документов, различных методических материалов опубликованы на сайте «Образовательные округа Алтайского края» http://www.ooak.akipkro.ru/index.php/shkolnye-okruga
Стародубцева Марина Александровна, директор МБОУ «Кулундинская СОШ № 2» Кулундинского района представила опыт своей школы в реализации образовательной программы в сетевой форме. М.А. Стародубцева отметила важность взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, другими организациями для успешной реализации сетевой формы. В результате пилотного проекта коллективу школы удалось создать нормативно-правовую базу, реализовать профильное обучение и внеурочную деятельность в сетевой форме как с применением дистанционных образовательных технологий, так и с помощью подвоза обучающихся.
Шайхитдинова Ирина Михайловна, заслуженный учитель РФ, член Губернаторского клуба «Учителя-новаторы Алтайского края» (г. Новоалтайск) рассказала о способах эффективного использования цифрового лабораторного оборудования на уроках биологии в соответствии с требованием ФГОС ООО формировать исследовательскую компетентность обучающихся. Современное учебное инновационное оборудование позволяет быстро и качественного собрать необходимые данные для исследования, позволяет развивать способности учащихся самостоятельно и успешно действовать в различных проблемных ситуациях. Ирина Михайловна убеждена в необходимости создания в каждой организации инновационного образовательного пространства, что невозможно без использования современного оборудования.
Н.Г.Калашникова представила проект краевого плана организационно-методического сопровождения реализации ФГОС общего образования в 2015-2016 учебном году, его основные структурные компоненты и мероприятия. Завершая вебинар, И.Н. Дроздова пригласила участников вносить свои предложения в краевой план методического сопровождения внедрения ФГОС.
Таким образом, главным результатом вебинара стала информированность педагогического сообщества об основных результатах введения ФГОС, знакомство с опытом решения актуальных задач по повышению уровня собственной профессиональной компетентности в соответствии с Профстандартом, с опытом реализации преемственности начального и основного общего образования, эффективной реализации сетевой формы и применения оборудования.
Информация подготовлена Вальбрит Л.К., Муратовым А.Ю.