Навигация:   ГлавнаяПубликации по деятельности ФСПСетевая консультация "Деятельность ведущего консультанта в области институционального обеспечения инновационной практики в региональной системе образования"
Создано 29 Ноябрь 2012 Автор: Elena_Loginova Категория: Публикации по деятельности ФСП

Тема: Деятельность ведущего консультанта в области институционального обеспечения инновационной практики в региональной системе образования

 

N

n|n

СТРУКТУРНЫЕ

КОМПОНЕНТЫ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

2.1.

Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации

Ведущий консультант, инновации, инновационная практика, институциональное обеспечение

2.2.

Краткая аннотация контента  консультации

 

В консультации акцентируется внимание на необходимости институционального обеспечения инновационной практики в региональных системах образования как важнейшего условия ее развития и роли ведущего консультанта в организации этого процесса

2.3.

Запрос на консультирование

Сейчас в региональной системе образования происходит много различных изменений, в том числе инновационного характера. Часто новое вступает в противоречие с действующими нормативными документами. Как все это согласовать между собой? В чем может помочь ведущий консультант, ведь управленческие решения принимает не он, а соответствующее должностное лицо?

2.4.

Текст (контент) консультации

Вопрос, который мы обсуждаем в рамках этой консультации, очень важен в условиях модернизации образования, когда перемены, действительно, постоянны и происходят чрезвычайно стремительно.  Смещение акцента на процессы институализации обычно и происходит, как отмечает П.Г.Щедровицкий, в периоды быстрой смены существующих социальных структур и выработки понимания основ построения новых, предполагающих глубинные и длительные изменения.[1]

Формальные и неформальные правила, нормы отношений и способы (механизмы) обеспечения их реализации образуют в совокупности институциональную основу управления общественным развитием. Само понятие «институализация», активное освоение которого  профессиональным педагогическим сообществом началось в первом десятилетии 2000-х гг. благодаря приоритетному национальному проекту «Образование» (ПНПО) и комплексному проекту модернизации образования (КПМО), означает процесс регулирования,  в котором какое-либо явление становится упорядоченным, стандартизируется с помощью норм.[2] Институциональные предпосылки оказывают решающее влияние на то, какие именно процессы возникают в системе образования и как они развиваются. Но в свою очередь и появление новых процессов оказывает влияние на изменение институциональных рамок.

Поэтому неслучайно одним из значимых результатов КПМО в ряде регионов стало существенное обновление нормативного правового обеспечения инновационной деятельности в сфере общего образования. Этому способствовали, на наш взгляд, два фактора, наложение которых друг на друга во времени и пространстве оказали взаимоусиливающее позитивное влияние.

С одной стороны, мероприятия ПНПО и КПМО углубили кризис так называемого «ручного» управления, преобладающего в отечественной практике управления в сфере образования, т.е. такого управления, при котором необходимые действия, процедуры, процессы не обладают устойчивостью  без постоянной поддержки со стороны конкретных лиц, управляющих ими. Руководители всех уровней образовательной системы пришли к осознанию, что для ее устойчивого развития в логике самодвижущегося процесса, обладающего собственной разрешающей силой, необходимы формализованные институциональные механизмы.

С другой стороны, те же проекты усилили тенденции самоорганизации региональной системы образования, которые проявились в интенсивном создании различных подсистем, способных к самостоятельному проектированию своей деятельности и реализации проектов; способности проектных групп осуществлять самоменеджмент, выполнять все функции управления по отношению к своей подсистеме; способности этих структур к развитию при возникновении изменений во внешней среде; сохранении способности выполнять взятые на себя функции при изменении собственной структуры.[3]

Региональное нормотворчество в области инноваций в образовании – процесс становящийся, на практике часто идущий путем «проб и ошибок», характеризующийся множественностью субъективных факторов и механизмов влияния, недостаточной степенью проработанности форматов и площадок диалога между обществом, властью и профессиональным сообществом,  процедур инициирования и принятия коллективных решений и др.

В то же время, рефлексия первых результатов работы по данному направлению в Алтайском крае, их положительная внешняя экспертная оценка позволяет представить введенный в практику комплекс институциональных механизмов, который не является завершенным и носит принципиально открытый характер, в качестве типового регионального решения в области нормативно-правового обеспечения инноваций в региональной системе образования.

Основания для определения полноты разрабатываемой системы институциональных механизмов, регулирующих инновационную деятельность в региональной системе образования, были выработаны на основе Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от  23.06.2009 № 218), согласно которому инновационная инфраструктура создается в целях обеспечения модернизации и развития сферы образования с учетом перспектив и основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования, интеграции системы образования в Российской Федерации в международное образовательное пространство, более полного удовлетворения образовательных потребностей граждан. Основу инновационной инфраструктуры составляют федеральные и региональные инновационные площадки, основные направления деятельности которых связаны с разработкой, апробацией и (или) внедрением новых продуктов в образовательную и управленческую практику.

В соответствии с этими компонентами нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности в региональной системе образования Алтайского края последовательно формируется на основе целого комплекса институциональных механизмов:

1. Реестр стажерских площадок повышения квалификации и распространения опыта лидеров системы образования Алтайского края (приложение 4 к приказу управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи от 01.12.2010. №3703).

2. Положение о стажёрской площадке повышения квалификации и распространения опыта лидеров системы образования Алтайского края (утв. приказом управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи от 01.12.2010. №3703).

3. Положение о порядке создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования Алтайского края (утв. приказом управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи от 01.12.2010.  №3703).

 4. Приказ Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 09.08.2011 № 3213 «Об организации деятельности по мероприятию ФЦПРО «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» в части создания на базе АКИПКРО федеральной стажировочной площадки «Достижение нового качества общего образования через развитие инновационной инфраструктуры Алтайского края».

5. Порядок присвоения статуса базовых площадок федеральной стажировочной площадки на2011 г. (приложение № 3 к приказу управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи от 09.08.2011 № 3213).

6. Положение о базовой площадке федеральной стажировочной площадки «Достижение нового качества общего образования через развитие инновационной инфраструктуры Алтайского края» (приложение № 4 к приказу управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи от 09.08.2011 № 3213).

7. Приказ Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 06.09.2011 № 3158 «О формировании кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития систем образования».

8. Положение о конкурсном отборе ведущих консультантов по вопросам развития региональных систем образования (приложение к приказу управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи от 06.09.2011 № 3158).

9. Рекомендации по процедуре отбора кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования Алтайского края (приложение к приказу управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи от 06.09.2011 № 3158).

10. Положение о формировании кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития региональных систем образования (приложение к приказу управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи от 06.09.2011 № 3158).

11. Приказ АКИПКРО от 06.09.2011. № 132 «Об обеспечении взаимодействия базовых площадок федеральной стажировочной площадки по теме «Достижение нового качества общего образования через развитие инновационной инфраструктуры Алтайского края»».

12. Состав Совета федеральной стажировочной площадки  по теме «Достижение нового качества общего образования через развитие инновационной инфраструктуры Алтайского края» (приложение к приказу АКИПКРО от 06.09.2011. № 132).

13. Приказ управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 22.09.2011. № 3371 «Об утверждении перечня и организации работы базовых площадок федеральной стажировочной площадки».

14. Приказ АКИПКРО от 30.09.2011 № 151/1 «Об утверждении научных консультантов базовых площадок федеральной стажировочной площадки».

15. Положение о научном консультанте базовой площадки (приложение к приказу АКИПКРО от 30.09.2011 № 151/1)

16. Приказ управления Алтайского края по образованию и делам молодежи № 2212 от 30.05.2012 «Об актуализации инновационной инфраструктуры системы образования  Алтайского края».

17. Требования к организации и проведению стажерских практик в школах - базовых площадках федеральной стажировочной площадки «Достижение нового качества образования через развитие инновационной инфраструктуры Алтайского края» (утв. приказом управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 05.06.2012 № 2279).

В свою очередь, школы-базовые площадки конкретизировали с помощью научных консультантов данные документы в своих локальных актах с целью регулирования инновационной деятельности применительно к условиям и особенностям конкретного муниципального или краевого образовательного учреждения.

Все документы находятся в открытом доступе на сайте стажировочной площадки Алтайского края по адресу: http://fsp.akipkro.ru/normativnye-dokumenty.html

Таким образом, представленный перечень региональных документов наглядно отражает последовательность и уровни их принятия (орган исполнительной власти, РИПКРО), общую логику движения в нормативном правовом обеспечении инноваций в системе общего образования и зоны ответственности.

Успешность и результативность инновационной деятельности на всех ее этапах – от разработки инновационной идеи до широкой презентации результатов инновационной практики и распространения инноваций – присущи только тем образовательным учреждениям, которые, преодолевая относительно автономный режим существования, приобретают характеристики открытых динамичных систем, способных к восполнению возникающих дефицитов ресурсов на основе включенности в другие, более масштабные, системы. Качественное изменение ситуации, как показывает практика, возможно на основе построения инновационной инфраструктуры региональной системы общего образования, позволяющей интегрировать разнонаправленные идеи, цели, интересы, многообразные ресурсы в границах инновационной деятельности и, тем самым, обеспечивать ее высокую эффективность.

Инновационная практика выступает фактором развития региональной системы образования, оказывает решающее воздействие на системные изменения в том случае, если на региональном уровне выработаны и действуют институциональные механизмы, обеспечивающие: синхронизацию процессов преобразования условий образовательной деятельности и нормативного правового обеспечения требуемых изменений в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, контроль их исполнения и распространения в массовой практике.

В заключение, обратим внимание на особенность позиции ведущего консультанта в данной работе. Он, действительно, не является лицом, принимающим решение. Но именно ведущий консультант играет ключевую роль в подготовке решений, обеспечивающих процессы устойчивого развития в системе образования. Он способен определять инновационные процессы, попадающие в зону «активной институализации», выступает инициатором, организатором и экспертом в проектировании новых норм регионального, муниципального или локального уровней. 

 

2.5.

Список литературы и других источников,

которые использовались консультантом для подготовки текста консультации

1. Чечель И.Д., Пуденко Т.И., Потемкина Т.В. Консалтинговые услуги в сфере образования: проблемы формирования кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития образования/Сетевой научно-методический журнал «Управление образованием: теория и практика», Декабрь 2011, №4, с. 115-126. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.iuorao.ru/2011-01-36

2. Алешникова В.И. Модульная программа для менеджеров. Использование услуг профессиональных консультантов, «Инфра-М», Москва,2000 г. с.42—87.

3. Вельтман М., Маршев В.И., Посадский А.П. Консалтинг в России: Введение в профессиональные методы работы. Практическое пособие. М.,1998.128 с.

4. Гончарук В.А. Алгоритмы преобразований в бизнесе, «ДЕЛО», Москва,2001 г. с. 262—264, 275—276.

5. Капустин П.А. Управленческое консультирование для руководителей. — СПб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000. —160с. 

6. Пятенко С.В. Организация работы аудитора и консультанта, ФБК-Пресс, Москва,2001 г. с. 59—61, 301—325.

7. Токмакова Н.О. Основы управленческого консультирования, МЭСИ, Москва,2002 г. с. 73—86.

8. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля2011 г. N 163-р.

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 июня 2009 г. N 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования». [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.edu.ru

2.6.

Фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность и место работы

консультанта. Сфера научных и практических интересов, основные публикации.

Контактный адрес

электронной почты и скайп

Жаркова Елена Николаевна, к.п.н., доцент, проректор по учебно-методической работе АКИПКРО. Руководитель проектной группы подмероприятия «Формирование общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития образования» стажировочной площадки Алтайского края, один из разработчиков программы и модели персонифицированного повышения квалификации ведущих консультантов.

Публикации:

  1. 1.Проблемы развития дополнительного профессионального педагогического образования в современных условиях (статья)/ Профессиональное образование в России и за рубежом. №1 (5). 2012. С. 6 -10.
  2. 2.Проектирование развития региональной системы повышения квалификации работников образования (статья)/ Alma mater. №2. 2011. С. 55 – 60.
  3. 3.Повышение квалификации преподавателей в структуре непрерывного профессионального педагогического образования (статья)/ Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. Том 11. №1. 2011. С. 12 – 16.
  4. 4.Управление развитием региональной системы повышения квалификации работников образования (статья)/ Сибирский педагогический журнал. №2. 2011. С. 145 – 154.
  5. 5.Институциональные механизмы развития региональной системы повышения квалификации работников образования (статья)/ Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов II Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Изд-во «СИБПРИНТ». 2010. С. 277 – 287 и др.

 



[1] П.Г. Щедровицкий. Установочный доклад [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www. shkp.ru/lib/archive

[2]Политический словарь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mirslovarei.com

[3] См.: Профессиональное образование: опыт научно-педагогической рефлексии: Сборник научных трудов/ Сост. и науч. Ред. Т.А.Каплунович, М.В.Александрова.- Вып.2.- Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2005. - С. 53.

Навигация:   ГлавнаяПубликации по деятельности ФСПСетевая консультация "Деятельность ведущего консультанта в области институционального обеспечения инновационной практики в региональной системе образования"