Тема: "Сущностные характеристики персонифицированного повышения квалификации работников образования"
N n|n |
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ |
СОДЕРЖАНИЕ |
2.1. |
Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации |
Персонифицированное повышение квалификации, модель и инструменты реализации персонифицированного повышения квалификации на региональном уровне |
2.2. |
Краткая аннотация контента консультации
|
В консультации акцентируется внимание на сущности, основных функциях и особенностях реализации модели персонифицированного повышения квалификации работников образования |
2.3. |
Запрос на консультирование |
В ФЦПРО на 2011 – 2015 годы одним из важных показателей установлена «Доля учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевших возможность выбора программ обучения, в общей численности учителей». Как определить, соответствует этим требованиям или нет реализуемые в регионе подходы к организации повышения квалификации? |
2.4. |
Текст (контент) консультации |
|
Смысл указанного в вопросе показателя заключается в ориентации системы повышения квалификации работников образования (далее – СПКРО) на обеспечение возможности каждому работнику образования повысить свою квалификацию в соответствии с его профессиональными потребностями, заданием работодателя, требованиями государства и общества. Чтобы обеспечить такую возможность, реализуемая в регионе модель повышения квалификации должна отвечать определенным требованиям. Разработанная в Алтайском крае модель представляет собой обобщенный способ решения задачи персонифицированного ПК, приемлемый для любого региона, т.к. обеспечивает принятие комплекса управленческих решений и проведение необходимых организационных изменений в региональных и муниципальных образовательных системах в штатном режиме, на основе синхронизации действия институциональных механизмов. Модель обеспечивает постепенную трансформацию принципов взаимодействия экономических субъектов в сфере повышения квалификации, социальных норм и традиций, сложившихся в иных социально-экономических условиях; поддерживает как процессы управляемого развития, так и процессы саморазвития и самоорганизации региональных и муниципальных образовательных систем. Остановимся подробнее на особенностях предлагаемой региональной модели персонифицированного повышения квалификации. Функциональные особенности модели:
- учитель – за самодиагностику, выбор модулей и формирование индивидуального образовательного маршрута, выполнение технического задания; - работодатель - за качество и согласованность технического здания с исполнителем, качество внедрения результатов повышения квалификации и их оценку; - структура ПК – за качество индивидуальной образовательной программы, условий ее реализации, результатов и их оценку, в т.ч. электронный мониторинг отсроченных результатов; - муниципальный орган управления образованием – за планирование и организацию повышения квалифика3ции; - региональный орган управления образованием – за формирование госзадания; организацию конкурсного отбора рабочих программ модулей по целевым группам в соответствии с региональной образовательной политикой, учредительный контроль за качеством выполнения госзадания;
Б. Экономические особенности модели:
В. Технические особенности модели:
техническое сопровождение персонифицированного ПК осуществляет региональная организация-оператор. Для использования данной модели в регионе очень важно обеспечить полноту ее нормативного правового обеспечения. В Алтайском крае перечень региональных документов, регулирующих персонифицированное повышение квалификации, формируется на протяжении последних десяти лет и в настоящее время включает: 1. Постановление Администрации Алтайского края от 28.06.2007 № 292 «Об утверждении Регионального стандарта качества предоставления государственной услуги «Организация переподготовки, повышения квалификации педагогических работников в краевых государственных учреждениях дополнительного профессионального образования». 2. Постановление Администрации Алтайского края от 10.09.2009 № 385 «Об утверждении положения об условиях и порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания органами исполнительной власти Алтайского края и краевыми государственными учреждениями». 3. Постановление Администрации Алтайского края от 05.05.2011 № 246 «Об утверждении положения об условиях, порядке формирования и финансовом обеспечении выполнения государственного задания в отношении государственных учреждений Алтайского края». 4. Постановление Администрации Алтайского края от 20.12.2011 № 758 «Об исполнении постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 61». 5. Приказ управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 29.07.2011 № 2710 «Об организации деятельности по модернизации региональной системы общего образования Алтайского края в части обеспечения персонифицированного повышения квалификации руководителей общеобразовательных учреждений и учителей». 6. Приказ управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 21.10.2011. №3669 «Об утверждении Положения о конкурсном отборе рабочих программ учебных модулей повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Алтайского края для включения в краевой реестр дополнительных профессиональных образовательных программ». 7. Приказ управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 12.03.2012 № 887 «Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание государственной услуги». 8. Приказ АКИПКРО от 13.11.2012 № 222 «Об утверждении системы оценки уровней освоения образовательных программ повышения квалификации в рамках ФСП». 9. Приказ главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 17.08.2012 № 3181 «Об утверждении порядка формирования технических заданий на повышение квалификации и совершенствовании итоговой аттестации работников образования по результатам повышения квалификации». Для обеспечения методической поддержки и проведения обучения при внедрении типового решения в регионе подготовлены методические рекомендации: «Проектирование индивидуальной образовательной программы в рамках персонифицированного повышения квалификации» (для слушателей); «Формирование муниципально-регионального компонента государственного задания в условиях персонифицированного повышения квалификации» (для работников системы управления образованием); «Особенности организации персонифицированного повышения квалификации» (для специалистов системы повышения квалификации работников образования). Все документы и методические разработки находятся в открытом доступе на сайте стажировочной площадки Алтайского края по адресу: http://fsp.akipkro.ru/normativnye-dokumenty.html В заключение, обратим внимание, что для полноценной реализации модели персонифицированного повышения квалификации в регионе необходим целый комплекс специальных инструментов, среди которых: - многоуровневая структура формирования заказа на повышение квалификации; - региональный норматив расходов на повышение квалификации педагогического работника с учетом специфики и сложности программ повышение квалификации для различных целевых категорий; - открытый доступ к электронному перечню рабочих программ учебных модулей, сопоставимых по объему, целям и компетентностным результатам (развитие конкретных компетенций у педагогических работников); - ежегодный региональный конкурсный отбор программ повышения квалификации на основе широкой общественной экспертизы; - новые процедуры общественно-государственной итоговой аттестации выпускников программ повышения квалификации с участием представителей заказчика, работодателя, профессионального и местного сообщества; - электронная персонифицированная система учета индивидуальной образовательной траектории педагогических работников.
|
||
2.5. |
Список литературы и других источников, которые использовались консультантом для подготовки текста консультации |
1. Чечель И.Д., Пуденко Т.И., Потемкина Т.В. Консалтинговые услуги в сфере образования: проблемы формирования кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития образования/Сетевой научно-методический журнал «Управление образованием: теория и практика», Декабрь 2011, №4, с. 115-126. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.iuorao.ru/2011-01-36 2. Алешникова В.И. Модульная программа для менеджеров. Использование услуг профессиональных консультантов, «Инфра-М», Москва,2000 г. с.42—87. 3. Вельтман М., Маршев В.И., Посадский А.П. Консалтинг в России: Введение в профессиональные методы работы. Практическое пособие. М.,1998.128 с. 4. Гончарук В.А. Алгоритмы преобразований в бизнесе, «ДЕЛО», Москва,2001 г. с. 262—264, 275—276. 5. Капустин П.А. Управленческое консультирование для руководителей. — СПб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000. —160с. 6. Пятенко С.В. Организация работы аудитора и консультанта, ФБК-Пресс, Москва,2001 г. с. 59—61, 301—325. 7. Токмакова Н.О. Основы управленческого консультирования, МЭСИ, Москва,2002 г. с. 73—86. 8. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля2011 г. N 163-р. 9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 июня 2009 г. N 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования». [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.edu.ru |
2.6. |
Фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность и место работы консультанта. Сфера научных и практических интересов, основные публикации. Контактный адрес электронной почты и скайп |
Жаркова Елена Николаевна, к.п.н., доцент, проректор по учебно-методической работе АКИПКРО. Руководитель проектной группы подмероприятия «Формирование общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития образования» стажировочной площадки Алтайского края, один из разработчиков программы и модели персонифицированного повышения квалификации ведущих консультантов. Публикации:
|