Навигация:   ГлавнаяПубликации по деятельности ФСПСетевая консультация "Деятельность ведущего консультанта в региональной системе образования"
Создано 26 Ноябрь 2012 Автор: Elena_Loginova Категория: Публикации по деятельности ФСП

Тема: "Деятельность ведущего консультанта в региональной системе образования"

 

 

N

n|n

СТРУКТУРНЫЕ

КОМПОНЕНТЫ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

2.1.

Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации

Ведущий консультант, функции, цели и содержание деятельности

2.2.

Краткая аннотация контента  консультации

 

В консультации акцентируется внимание на особенности структуры и содержания деятельности ведущих консультантов в региональных системах образования

2.3.

Запрос на консультирование

В рамках реализации Мероприятия 1 Приоритетного национального проекта «Образование» предусмотрено  формирование общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования. Кто может стать ведущим консультантом, какие требования предъявляются к его работе, компетентности?

2.4.

Текст (контент) консультации

(автор опирался на материалы Национального института «Высшая школа управления», Международного института менеджмента «ЛИНК», представленные на всероссийских семинарах участников федеральных стажировочных площадок в 2011 – 2012 годах)

Процесс формирования общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования, действительно,  предусмотренный в Приоритетном национальном проекте «Образование», тесно связан с другими элементами модернизации образовательной системы, поскольку призван обеспечивать как консультативное сопровождение инновационной деятельности педагогических и руководящих работников, так и  экспертный анализ и оценку данных преобразований.

Сегодня и педагогу, и руководителю системы образования необходимы такие виды сопровождения, которые учитывали бы динамику его профессионального роста, гибко реагировали на реальные затруднения профессионала, отражали особенности образовательного учреждения, в котором он работает. Отбор и последующая специальная подготовка ведущих консультантов осуществляется из числа высококвалифицированных научных и научно-педагогических работников, специалистов органов управления образованием, способных, прежде всего, к обеспечению адекватного восприятия и выполнения федеральных инициатив по реформированию и модернизации образования, проведению этих инициатив в регионах, оказанию эффективных консультационных услуг работникам системы образования разного уровня.

Работа в позиции ведущего консультанта по вопросам развития образования предполагает готовность и способность специалиста реализовывать такие направления деятельности, как:

1) консультационная поддержка:

- внедрение инновационного содержания и современных образовательных технологий в ОУ;

- формирование программ развития для систем образования разного уровня;

- разработка концепций развития системы образования (локальный, муниципальный, региональный и федеральный уровни);

2) экспертное сопровождение:

- экспертиза образовательных программ и ресурсов их реализации в соответствии с требованиями ФГОС;

- экспертиза результатов реализации образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС;

- экспертиза инновационной педагогической и управленческой деятельности;

3) информационно-аналитическое обеспечение:

- мониторинговые и социологические исследования результатов и эффектов образовательных и управленческих проектов;

- подготовка и выступления с аналитическими докладами о ходе реализации региональных (муниципальных, локальных) проектов на конференциях, форумах, общественных слушаниях;

- организация и руководство мониторингом изменений на различных уровнях системы образования под влиянием проектов;

- поддержка и распространение ценностей реализуемых проектов и программ и др.

Консультирование в сфере образования – становящаяся практика профессиональной помощи педагогическим работникам (педагогическое консультирование) и руководящим работникам (управленческое консультирование) в совместной выработке решений выявленных профессиональных проблем. Консультационная деятельность рассматривается в качестве профессиональной, что исключает работу тех, кто специализируется в других областях, как консультантов. Консультирование без специальной подготовки и квалификации будет дискредитацией этой деятельности. Эта деятельность - сервисная, обслуживающая, относящаяся к сфере интеллектуальных услуг («помощь»).

Консультант, специализирующийся в области развития образования, выступает не как носитель некоторой содержательной точки зрения, а как помощник при выработке таковой самими специалистами системы образования. Это означает отказ от навязывания заказчику своей «самой лучшей» и «самой компетентной» точки зрения на решение проблемы. Консультант не подсказывает своё решение, которое вырабатывалось когда-то другими людьми (пусть даже самим консультантом) и в другой ситуации, а создаёт условия для его выработки конкретными людьми в конкретной ситуации для конкретной проблемы. Систему образования на всех ее уровнях развивают работающие в ней люди, а не консультант.

Главная задача консультанта - запуск механизмов самоуправления, самоорганизации и саморазвития. Опираясь на общечеловеческие нормы и ценности консультант в ходе своей работы использует всё, что накопил за свою жизнь.

Институциональное обеспечение деятельности ведущих консультантов в Алтайском крае включает:

1. Приказ Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 06.09.2011 № 3158 «О формировании кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития систем образования».

2. Положение о конкурсном отборе ведущих консультантов по вопросам развития региональных систем образования (приложение к приказу управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи от 06.09.2011 № 3158).

3. Рекомендации по процедуре отбора кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования Алтайского края (приложение к приказу управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи от 06.09.2011 № 3158).

4. Положение о формировании кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития региональных систем образования (приложение к приказу управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи от 06.09.2011 № 3158).

Все документы находятся в открытом доступе на сайте стажировочной площадки Алтайского края по адресу: http://fsp.akipkro.ru/normativnye-dokumenty.html

 

2.5.

Список литературы и других источников,

которые использовались консультантом для подготовки текста консультации

1. Чечель И.Д., Пуденко Т.И., Потемкина Т.В. Консалтинговые услуги в сфере образования: проблемы формирования кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития образования/Сетевой научно-методический журнал «Управление образованием: теория и практика», Декабрь 2011, №4, с. 115-126. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.iuorao.ru/2011-01-36

2. Алешникова В.И. Модульная программа для менеджеров. Использование услуг профессиональных консультантов, «Инфра-М», Москва,2000 г. с.42—87.

3. Вельтман М., Маршев В.И., Посадский А.П. Консалтинг в России: Введение в профессиональные методы работы. Практическое пособие. М.,1998.128 с.

4. Гончарук В.А. Алгоритмы преобразований в бизнесе, «ДЕЛО», Москва,2001 г. с. 262—264, 275—276.

5. Капустин П.А. Управленческое консультирование для руководителей. — СПб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000. —160с. 

6. Пятенко С.В. Организация работы аудитора и консультанта, ФБК-Пресс, Москва,2001 г. с. 59—61, 301—325.

7. Токмакова Н.О. Основы управленческого консультирования, МЭСИ, Москва,2002 г. с. 73—86.

8. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля2011 г. N 163-р.

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 июня 2009 г. N 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования». [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.edu.ru

2.6.

Фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность и место работы

консультанта. Сфера научных и практических интересов, основные публикации.

Контактный адрес

электронной почты и скайп

Жаркова Елена Николаевна, к.п.н., доцент, проректор по учебно-методической работе АКИПКРО. Руководитель проектной группы подмероприятия «Формирование общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития образования» стажировочной площадки Алтайского края, один из разработчиков программы и модели персонифицированного повышения квалификации ведущих консультантов.

Публикации:

  1. 1.Проблемы развития дополнительного профессионального педагогического образования в современных условиях (статья)/ Профессиональное образование в России и за рубежом. №1 (5). 2012. С. 6 -10.
  2. 2.Проектирование развития региональной системы повышения квалификации работников образования (статья)/ Alma mater. №2. 2011. С. 55 – 60.
  3. 3.Повышение квалификации преподавателей в структуре непрерывного профессионального педагогического образования (статья)/ Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. Том 11. №1. 2011. С. 12 – 16.
  4. 4.Управление развитием региональной системы повышения квалификации работников образования (статья)/ Сибирский педагогический журнал. №2. 2011. С. 145 – 154.
  5. 5.Институциональные механизмы развития региональной системы повышения квалификации работников образования (статья)/ Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов II Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Изд-во «СИБПРИНТ». 2010. С. 277 – 287 и др.

 

Навигация:   ГлавнаяПубликации по деятельности ФСПСетевая консультация "Деятельность ведущего консультанта в региональной системе образования"