СЕТЕВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ "Проектирование программ комплексного психологического сопровождения ребенка в условиях образовательного учреждения"
№ |
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ |
СОДЕРЖАНИЕ |
1. |
Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации (3-5).
|
- психологическое сопровождение ребенка - проектирование в деятельности психолога - направление деятельности психолога |
2. |
Краткая аннотация контента консультации.
|
В консультации приведены ключевые направления деятельности, формирующие стратегию психологического сопровождения ребенка в условиях реализации ФГОС |
3. |
Запрос на консультирование, |
В чем состоит особенность психологического сопровождения ребенка в условиях образовательного учреждения в условиях перехода на ФГОС? В чем заключается специфика психологического сопровождения? Каковы задачи психологического сопровождения? Какие направления включает психологическое сопровождение детей? |
4. Консультационный текст (контент) консультации. 1. В чем состоит особенность психологического сопровождения ребенка в условиях образовательного учреждения в условиях перехода на ФГОС? Интерес общества к раскрытию талантов и одаренности детей как к будущему интеллектуальному и творческому потенциалу социально-экономического развития страны элите растет, поскольку становится очевидным, что процветание и благосостояние общества зависит от развития личностных ресурсов человека. Исследователи детской одаренности (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.И. Савенков и др.) считают необходимым создание таких психолого-педагогических условий, при которых возможно развитие у школьников мотивационных, интеллектуальных и творческих возможностей для их самореализации в творческой деятельности и самоактуализации в профессиональной деятельности. 2. В чем заключается специфика психологического сопровождения?
Психологическое сопровождение – это движение вместе с изменяющейся личностью, своевременное оказание возможных путей, помощь и поддержка. Сопровождение – это способ включения индивида в процесс взаимодействия с целью создания условий для саморазвития, самодвижения в деятельности всех субъектов взаимодействия. Психолого-педагогическое сопровождение детей - это система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка. В условиях школы оно является особенно актуальным, так как является гарантом в обеспечении его высокого качества. Объектом психолого-педагогического сопровождения выступает образовательный процесс, предметом деятельности является ситуация развития ребенка, которая представлена как система отношений его с миром, окружающими людьми и с самим собой. 3. Каковы задачи психологического сопровождения?
Задачи психолого-педагогического сопровождения: • предупреждение возникновения проблем развития ребенка; • помощь учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, выбора образовательного и профессионального маршрута; • развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов; • психологическое обеспечение образовательных программ. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся - комплексная педагогическая, психологическая, медицинская, социальная проблема, поэтому ее решение возможно лишь при объединении усилий специалистов разного профиля 4. Какие направления включает психологическое сопровождение детей? Психолого-педагогическое сопровождение детей предполагает реализацию следующих его направлений: • диагностического; • консультационного; • развивающего; • коррекционного. Психологическое сопровождение детей предусматривает также и экспертизу программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений. 5. Каковы особенности проектирования ведущих направлений психологического сопровождения? 1. Диагностическое направление направленно на изучение индивидуальных и личностных особенностей детей, их интересов и склонностей. При реализации данного направления, педагогам и психологам необходимо помочь школьникам осуществить выбор деятельности в учреждении дополнительного образования в соответствии с их интересами, психофизиологическими и личностные свойствами и особенностями. Психологическая диагностика должна опираться на следующие принципы: комплексность оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка; анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной степени соответствуют его склонностям и интересам; оценка признаков одаренности ребенка с учетом зоны его ближайшего развития и др. Для образовательной практики оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Диагностику одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Иначе говоря, диагностика должна быть ориентирована не на результат, а на процесс: от диагностики отбора необходимо перейти к диагностике прогноза и развития.
2. Консультационное направление призвано, не только поддержать школьника в его выборе деятельности, но и обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Предметом пристального внимания специалистов должна стать способность учащихся к проектированию индивидуальной траектории (маршрута) обучения, профессионализации, а также способность к проектированию собственного жизненного пути. 3. Развивающее и коррекционное направление работы. Основной смысл развивающей работы с детьми – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Поэтому главные цели всей психологической коррекционно-развивающей работы с детьми должны быть направлены на: - формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищённость; - развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний; - развитие коммуникативных навыков; - снижение уровня тревожности; - формирование адекватной самооценки; - обучение методам релаксации и визуализации. Основные направления развивающей работы с детьми могут быть представлены как организация групповой и индивидуальной рефлексии; групповые тренинги, нацеленные на освоение учащимися способов самопрезентации, самоанализа, самоконтроля, организации труда, планирования, эффективной коммуникации и т.д. 4. В настоящее время в системе психолого-педагогического сопровождения, наряду с рассмотренными выше традиционными видами деятельности, реализуется такое комплексное направление, как разработка (проектирование) и экспертиза образовательных программ. В образовательной программе основное внимание должно уделяться становлению, развитию и воспитанию личности ребенка в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно- потребностных характеристик. Основными стратегиями обучения и развития детей в школе приняты ускорение, углубление, обогащение и проблематизация, которые необходимо использовать в комплексе и в различных комбинациях. Создаваемые в соответствии с этими стратегиями образовательные программы развития детей в условиях дополнительного общего образования должны быть направлены на совершенствование когнитивных, поведенческих, эмоциональных и мотивационных сфер личности ребенка, обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса за счет включения в них предметных, надпредметных и метапредметных знаний и умений, предусматривать использование разнообразных источников информации и личностно-ориентированных технологий обучения, способствовать развитию самопознания и социализации личности. Такая программа должна умело сочетать в себе элементы традиционного обучения и методы активного психологического обучения (тренинг, ролевая игра, работа проблемной группы, групповая дискуссия по принятию общего решения и т.д.) и выполнять не только обучающую, но и диагностическую, прогностическую, коррекционную функции, что предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в процессе освоения программы. |
||
5. |
Список литературы и других источников, которые использовались консультантом для подготовки текста консультации.
|
- Психологическое сопровождение программы “здоровье”. Т. П.Симонятова, И. А.Паршутин. Ярославль: Аверс пресс, 2003, 128 с. - Здоровьесберегающие подходы к обучению детей на разных этапах развития в условиях современного образования: методические рекомендации [Текст] / Сост. Е.В. Лопуга. – Барнаул, 2008 – 88 с. - Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей.-М.:ТЦ Сфера, 2001 |
6. |
Фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность и место работы консультанта. Сфера его научных и практических интересов, основные публикации. |
Лопуга Василий Федорович, к.п.н., доцент, директор центра психолого-валеологического образования АКИПКРО. Психолого-валеологические основы профессиональной деятельности, психофизические основы физкультурно-спортивной деятельности Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |