СЕТЕВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ "Управление реализацией комплексной программы развития образовательного учреждения на основе электронного мониторинга достижения стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
№ |
Структурные компоненты консультирования |
Содержание |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ключевые слова |
Управление, развитие, программа развития, развитие школы, мониторинг |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Аннотация к содержанию консультации |
В консультации рассматриваются сущность механизма управления реализацией комплексной программы развития образовательного учреждения на основе электронного мониторинга достижения стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Запрос на консультирование |
Запрос слушателей курсов ПК «Управление модернизацией образования на школьном уровне» в части разъяснения сути мониторинга как компонента управления реализацией комплексной программы развития образовательного учреждения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Текст консультации Решением коллегии управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи от 24 декабря 2010 г. утвержден План действий по модернизации общего образования в Алтайском крае на 2011 - 2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», где определены ключевые мероприятия по реализации инициативы по всем 6 её направлениям. Принятая в декабре 2010 года ведомственная целевая программа «Развитие образования в Алтайском крае» на 2011-2013 гг. является основным ресурсом реализации в крае национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Новая программа развития предполагает как продолжение уже действовавших, но по-прежнему остающихся актуальными направлений, так и ряд принципиально новых. В целях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» создана федеральная система электронного мониторинга. В настоящее время все общеобразовательные учреждения края осуществляют мониторинг в федеральной системе электронного мониторинга. Представленный в Сводном докладе о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» В Алтайском крае за 2010 год http://www.eurekanet.ru/res_ru/0_hfile_2313) общий контекст состояния реализации национальной образовательной инициативы в Алтайском крае рекомендуется коллективам образовательных учреждений учесть при корректировке комплексных программ развития, усиливая в них акцент на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и учитывая конкретные целевые показатели и индикаторы, зафиксированные в собственных программах. Конкретные ориентиры (общие показатели региональной системы образования) для сравнения с результатами собственной работы представлены в разделе «Общие показатели региональной системы образования» по адресу http://www.eurekanet.ru/res_ru/0_hfile_2313_1.doc. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Для чего разрабатывается комплексная программа развития образовательного учреждения (далее КПРОУ)? Комплексная программа развития образовательного учреждения разрабатывается с целью управления переводом образовательного учреждения к 2015 году в качественно новое состояние, соответствующее государственным требованиям, изложенным в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Переводом в новое состояние необходимо управлять. Рассмотрим понятия, которые мы далее используем в тексте. Управление - сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов, руководящих органов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты Управление - это регулирование процессов вложения и обработки ресурсов, производства и реализации продукции. Управление - это процесс организации такого целенаправленного воздействия на объект, в результате которого он переходит в требуемое (целевое) состояние. Развитие — необратимый процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. Развитие – это процесс закономерного перехода и объектов и субъектов развития из старого состояния в новое, который приводит к получению качественно новых результатов. Развитие школы мы понимаем как процесс комплексных изменений в составляющих ее компонентах и ее структуре, вследствие которых школа приобретает способность достигать качественно новых, по сравнению с прежними результатами образования. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
Основные направления национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» как содержательная основа КПРОУ нацелены на: реализацию федеральных государственных образовательных стандартов; проектирование разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности; пополнение стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения кадрового состава системы образования новым поколением учителей; введение новых принципов работы школ, порядка их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы, создания за счёт современной инфраструктуры комфортной обстановки в школе; осуществление индивидуального подхода к каждому ученику, минимизирующего риски для здоровья в процессе обучения; расширение самостоятельности ОУ. Показатели федерального электронного мониторинга реализации «Нашей новой школы» позволяют управлять достижением заложенных в национальной образовательной инициативе стратегических ориентиров на уровне образовательного учреждения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
В состав механизма управления реализацией комплексной программы развития образовательного учреждения могут быть включены следующие компоненты: - стратегическая команда ОУ, в состав которой входят: директор, руководители школьных проектных команд (рабочих групп) по направлениям инициативы. - проектные команды (рабочие группы) ОУ по основным направлениям комплексной программы развития; - общее собрание коллектива ОУ, включая обучающихся (старшеклассников) и их родителей; где обсуждается Публичный доклад образовательного учреждения о ходе и достигнутых результатах реализации комплексной программы развития ОУ. Организационной основой управления реализацией комплексной программы развития образовательного учреждения могут выступать представленные ниже средства: диаграмма Гантта, план-график реализации проектов Программы, дорожная карта (два варианта), обеспечивающая руководителям возможность связать направления и основные мероприятия по содержанию и срокам, мониторинг реализации комплексной программы развития. Пример диаграммы Гантта
Вариант плана-графика мероприятий на примере реализации проекта КПРОУ по подготовке к введению и реализации ФГОС Цель
Дорожная карта реализации комплексной программы развития образовательного учреждения(вариант 1)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дорожная карта введения ФГОС на федеральном уровне (Вариант 2) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. |
В рамках консультации мы в большей степени остановимся на характеристике мониторинга как одного их способов анализа реализации программы развития. Что такое мониторинг? Мониторинг-систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для принятия решения, для информирования общественности. Мониторинг - процесс наблюдения и регистрации данных о каком либо объекте на неразрывно примыкающих друг к другу интервалах времени, в течение которых значения данных существенно не изменяются. Мониторинг программ с методологической точки зрения можно рассматривать как процедуру по оценке, целью которой является выявление и (или) измерение эффектов продолжающихся действий без выяснения причин. Мы считаем, что предложенные вниманию определения мониторинга не противоречат друг другу. В теории социального управления мониторинг рассматривается как одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев в управленческом цикле. (Не путать с контролем. Сущность контроля – оценка результата, сущность мониторинга – оценка процесса). Образовательный мониторинг – это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации разного направления: эффективности образовательного процесса, действенности внутришкольного управления, состояния инновационной работы в школе, результативности методической работы и т.д. Целью мониторинга реализации стратегических программных документов является улучшение хода их реализации для обеспечения надлежащего и своевременного достижения ожидаемых результатов. Реализация направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является и содержанием комплексных программ развития образовательных учреждений и объектом федерального электронного мониторинга. Учитывая это, мы можем показатели федерального электронного мониторинга использовать в качестве показателей реализации программ развития конкретной школы. Содержание показателей электронного мониторинга реализации направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» свидетельствует о степени реализации государственных требований и: 1) обеспечивает принятие решений по оценке готовности образовательного учреждения к реализации Программы (в случае разработки новой или корректировки действующей программы). 2) позволяет осуществить мониторинг грамотности реализации программы; 3) позволяет осуществить мониторинг текущих и итоговых результатов реализации Программы. Каковы цели первого направления мониторинга? Цель может быть сформулирована таким образом: «Выявить и скорректировать готовность участников и наличие условий для реализации программы». Это означает, что должна быть обеспечена организационная, информационная, правовая, методическая, кадровая, социально-психологическая готовность; материально-техническое и финансовое обеспечение начала реализации Программы, проведён анализ социальных и организационных рисков и способности лиц, ответственных за реализацию, к уменьшению выявленных рисков. По каким показателям можно судить о готовности школы к реализации проекта? Например: создание и состав органов управления реализацией Программы, экспертных советов и комиссий; укомплектованность рабочих органов реализации Программы компетентными кадрами; наличие нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию Программы; своевременность и полнота информирования коллектива о реализации Программы; формы и характер сопротивления со стороны членов коллектива, его причины. (Показатели электронного мониторинга 3.7, 3.8, 3.9, 3.10, 5.2, 5.4, 5.5, 5.6, 6.2, 6.4, 6.8.1., 6.8.2, 6.8.3, 7.1.,7.5 и другие). Что может стать источником информации о готовности к реализации Программы? Это анализ документации и планов работы структурных подразделений, учителей и специалистов; мониторинговое инспектирование (проверки), экспертиза; мониторинг в процессе рабочих совещаний, показатели электронного мониторинга и др. Цель второго направления мониторинга - выявить и скорректировать состояние процесса реализации Программы, обеспечить выполнение целей и сроков её выполнения в соответствии с плановыми показателями. Это означает необходимость проведения финансового мониторинга; мониторинга выполнения сроков и содержания плана действий; мониторинга последствий организационных и социальных рисков реализации Программы и мер их предотвращения; качества процедур контроля хода реализации проекта на уровне ОУ. По каким показателям можно судить о грамотности реализации Программы? Например, соответствие содержания деятельности программе; результаты пошагового анализа реализации программы; финансовая поддержка реализации программы (осуществление денежных вознаграждений, финансовой поддержки участников реализации); наличие и характер отрицательных эффектов, возникающих в ходе реализации проекта (Показатели электронного мониторинга 2.1.,2.2.,2.3,2.5,3.10, 4.1.,4.6.,4.8.,5.1, 5.3, 5.6, 6,1,6.2,6.3.,6.5.,7.1,7.2. и другие) Какие методы можно использовать для мониторинга по второму направлению: анализ документации, проведение опросов (анкетирование), наблюдение деятельности участников проектов; мониторинг в процессе рабочих совещании, семинаров, др. Мониторинг текущих и итоговых результатов реализации Программы предполагает анализ и оценку достижения целей реализации проектов Программы и возможных социальных и образовательных последствий и эффектов. В процессе мониторинга промежуточных и итоговых результатов отслеживается динамика продвижения к цели, степень её достижения по каждому из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; направленность расходования средств финансовой поддержки реализации проекта; степень материально-технического обеспечения образовательного процесса на ступени начального общего образования в соответствии с ФГОС, изменение требований к работе ОУ и учителей по развитию образовательного пространства школы; оценка степени влияния опыта распространенного в ходе реализации проекта на развитие инновационной деятельности в ОУ; изменение перечня и содержания внедряемых инновационных образовательных программ, технологий реализации системно-деятельностного подхода; направлений, организации и создании условий для внеурочной, внеучебной работы, духовно-нравственного воспитания; изменения в приоритетах инновационной деятельности ОУ; освоение способов формирования и оценки универсальных учебных действий, комплексные результаты учебных достижений учащихся; оценить влияние реализации Программы на привлечение общественности к решению проблем ОУ, самочувствие и удовлетворенность трудом в условиях реализации проекта; изменение отношения родительской общественности и местных сообществ к ОУ (Показатели электронного мониторинга:2.1.,2.5,2.6,3.1,3.2,3.3,3.4,3.5,3.6,3.7,3.8,3.9,3.10,4.1,4.2,4.4,4.6,4.8,4.9,5.2.5.4.,5.5,5.6,5.7,5.9, 6.1,6.2,6.3,6.4,6.5,6.6,6.7,6.8,7.1,7.2,7.3,7.5 ). В процессе мониторинга результатов реализации Программы целесообразно использовать анализ отчетов; проведение опросов; мониторинговое инспектирование, экспертизу в ходе реализации проекта и др. и фиксировать данные в показателях электронного мониторинга. (Приложение 1 – показатели электронного мониторинга реализации национальной образоватлеьной инициативы «Наша новая школа» Мониторинг текущих и итоговых результатов реализации Программ (в том числе электронный) напрямую связан с анализом и оценкой достижения целей реализации проектов Программы и возможных социальных и образовательных последствий и эффектов и позволяет судить о достижении стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа. В итоге анализа и обобщения результатов мониторинга, представленных в оперативной отчетности может появиться: - информация об исполненных и неисполненных запланированных мероприятиях (с указанием причин неисполнения); - информация об освоении выделенных финансовых средств с разбивкой по источникам финансирования (с указанием объемов и причин неиспользования); - информация о запланированных и фактически достигнутых целевых индикаторах, а также причинах их недостижения; - анализ взаимодействия различных сторон, участвующих в реализации Программы; - анализ внешнего воздействия среды на ход реализации Программы; - информация об уровне удовлетворенности потребителей образовательных услуг, в том числе об их фактическом объеме в сравнении с запланированным; - предложения по корректировке Программы, по объемам и источникам финансирования, по изменению действующих локальных актов; - рекомендации по принятию должностными лицами необходимых мер, нацеленных на повышение эффективности реализации запланированных мероприятий и достижение поставленных целей. Для оценки эффективности реализации Программы необходимо соотнести реально достигнутые результаты с планируемыми результатами и приложенными усилиями, определяемыми через затратные показатели (временные, трудовые, материальные, финансовые, получение планируемых результатов при минимуме негативных последствий или издержек. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. |
Список литературы и других источников по теме |
образовательной инициативы «Наша новая школа » В Алтайском крае за 2010 год http://www.eurekanet.ru/res_ru/0_hfile_2313_1.doc |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. |
Консультант |
Дранникова И.И. зав. кафедрой менеджмента и экономики образования АКИПКРО, к.п.н. |