СЕТЕВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ "Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС нового поколения"
№ |
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ |
СОДЕРЖАНИЕ |
1. |
Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации (3-5).
|
- здоровье детей - здоровьесбрегающие технологии - личностно-ориентированная физическая култура |
2. |
Краткая аннотация контента консультации.
|
Консультация направлена на формирование направленности на здоровьесбрегающий подход в организации физической культуры. Приведены условия и этапы профессионального развития учителя физической культуры по внедрению здоровьесберегающих технологий на уроке физической культуры |
3. |
Запрос на консультирование, |
- Почему в условиях реализации ФГОС необходимо уделять внимание сохранению здоровья на уроках физкультуры? - В чем значимость направленности образования на сохранение здоровья детей, формирование их здорового образа жизни? - Что является основанием образовательной деятельности в области здоровьесбережения? - Каковы условия эффективности использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры? - Какие этапы нужно пройти учителю для внедрения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры? |
4. Консультационный текст (контент) консультации. Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях, особую актуальность приобретает проблема здоровьесбережения учащихся, которая отражает новые подходы к здравотворческой деятельности и сохранению здоровья подрастающего поколения. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны. В этой связи следует отметить, что Закон Российской Федерации «Об образовании», программы модернизации образования определяют в качестве решающего условия успешности преобразований создание двух главных социальных ориентира - развитие образовательных систем, обеспечение высокого качества образования и сохранения и укрепления состояния здоровья учащихся и педагогов, работающих в режиме инновационных, экспериментальных технологий, концепций. В рамках этих преобразований формулируются задачи создания на всех уровнях управления, обеспечивающего развитие образовательных систем без ущерба для здоровья обучаемых, ориентированные на состояние здоровья учащихся и педагогов. 2. В чем значимость направленности образования на сохранение здоровья детей, формирование их здорового образа жизни?
В стране не существует последовательной и непрерывной системы «обучения здоровью» и его сохранению. На различных этапах возрастного развития человек получает информацию об этом в семье, в школе и, наконец, в лечебном учреждении. Информация отрывочная, случайная, не носит системного характера, зачастую весьма противоречивая. Отсюда проблема разработки таких здоровьесберегающих технологий, которые в процессе преподавания физической культуры могли вооружить растущего человека методологией здоровья и средствами его формирования. Учитывая тенденции падения уровня рождаемости и здоровья людей (прежде всего детей и подростков) и неспособность органов здравоохранения справиться не только с профилактикой, но и с повышением уровня заболеваемости, разработка технологий, направленных на формирование здорового образа жизни, сохранение и сбережение здоровья должна стать приоритетной. Такая система может и должна иметь своей основной задачей совместную работу учителей физической культуры, врачей, психологов и др. по сохранению и укреплению здоровья людей и профилактике различных форм учебной, социальной и профессиональной дезадаптации. 3. Что является основанием образовательной деятельности в области здоровьесбережения? Методологическим основанием образовательной деятельности, направленной на реализацию здоровьесберегающих технологий, формирование здорового образа жизни, может стать личностный подход. С позиции личностного подхода личность должна стать в собственном смысле слова содержанием воспитания. Развитие внутренней сферы личности в этом аспекте происходит только в конкретной предметной социально-утверждающей деятельности. Педагогическим средством является личностно-развивающая воспитательная ситуация, технология конструирования которой разработана и изначально соответствует личности учителя-воспитателя, принципиально не существует вне этой личности. Конечная цель обучения и воспитания — развитие личностных качеств, личностной сферы воспитанника. Личностно ориентированное образование смещает основные акценты воспитательной работы в сторону усилий самого ребенка, что становится методологической основой здоровьесберегающих технологий. В этом аспекте воспитание понимается как процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения. В процессе воспитания здорового образа жизни у учащихся развивается устойчивое и, вместе с тем, осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях, стремление к совершенствованию собственного здоровья и к бережному отношению к здоровью окружающих людей, к развитию своего здоровья, творчества и духовного мира. 4. Каковы условия эффективности использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры? Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательной работе учителя физической культуры будут реализованы наиболее эффективно, если: - личностный подход будет рассматриваться как основной, приоритетный (доминирующий) компонент в стратегии учебно-воспитательной здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры; - в процессе работы учителя физической культуры будет моделироваться специфическая система способов (структурно-динамическая модель) реализации личностно-ориентированной здоровьесберегающей педагогической технологии; - личностно-ориентированный образовательный процесс будет проектироваться учителем физической культуры на основе диагностики здоровья учащихся и собственной профессиональной готовности к реализации здоровьесберегающих личностно-ориентированных технологий. Данные условия состоят в том, чтобы придать учебному процессу характер здоровьесбережения, изменить его организационные формы, опираясь на базовый комплекс технологий личностно-ориентированного образования. Специфика личностно-ориентированного подхода в здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры обусловлена, с одной стороны, формированием потребностей, мотивов и целей учащихся, а с другой, - эффективному процессу их продвижения к здоровому образу жизни, ценностям здоровья, его сохранению, саморазвитию в целом на основе приоритетной физкультурно-оздоровительной деятельности. Здоровьесберегающие технологии образовательно-воспитательной деятельности учителя физической культуры - это комплексный инновационный процесс, основанный на изменениях ценностей в отношении к здоровью учащихся, их учебной деятельности, педагогическом взаимодействии всех участников педагогического процесса.
5. Какие этапы нужно пройти учителю для внедрения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры? Выбор и освоение на теоретическом и практическом уровнях здоровьесберегающих образовательных технологий учителем физической культуры осуществляется в несколько этапов: - формирование общей компетентности в области современных образовательных технологий; - углубленное изучение теоретических основ новой избранной учителем здоровьесберегающей личностно-ориентированной технологии; - изучение методических разработок на этой основе, и опыта реализации данной технологии другими учителями; - методическая разработка собственных учебных занятий на основе данной технологии, их адаптация к содержанию учебного курса, специфике своей педагогической деятельности и возрастным и личностным особенностям учащихся; - экспериментальная апробация технологии, измерение ее педагогической эффективности и корректировка; освоение технологии в практической деятельности. Наиболее результативным подходом в реализации личностно-ориентированных здоровьесберегающих технологий является разработка интегративных личностно-ориентированных технологий, в которых в качестве «ведущих» могут выступать проектные, игровые, исследовательские (проблемные) технологии, а «обеспечивающих» - диалогово-дискуссионные, технологии сотрудничества и педагогической поддержки. |
||
5. |
Список литературы и других источников, которые использовались консультантом для подготовки текста консультации.
|
- Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы, М -Просвещение, 2007 - Концепция модернизации системы физкультурного образования. Спорт в школе» «ПС».-2007-19-6.П.А., – Экстремум, Волгоград, - Лопуга В.Ф., Лопуга Е:.В. .Валеология : к здоровью через движение. Методические рекомендации- Барнаул. АКИПКРО, 2009г |
6. |
Фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность и место работы консультанта. Сфера его научных и практических интересов, основные публикации. |
Лопуга Василий Федорович, к.п.н., доцент, директор центра психолого-валеологического образования АКИПКРО. Психолого-валеологические основы профессиональной деятельности, психофизические основы физкультурно-спортивной деятельности |