СЕТЕВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ "Технологии проектного обучения основам безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС нового поколения"
№ |
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ |
СОДЕРЖАНИЕ |
1. |
Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации (3-5).
|
- учебный проект - проектная деятельность учителя - содержание курса ОБЖ |
2. |
Краткая аннотация контента консультации.
|
Содержание консультации ориентировано на формирование деятельности педагогов в школе в области безопасности жизнедеятельности с применением метода проектов |
3. |
Запрос на консультирование, |
В чем заключается специфика проекта как формы учебной деятельности? Какие подходы лежат в основе метода проектной работы? Какие эффективные характеристики имеет метод проектов? Какие виды учебных проектов используются на уроках ОБЖ? Какие практические примеры использования проектной деятельности можно представить в качестве эффективных подходов в реализации ФГОС? |
4. Консультационный текст (контент) консультации. 1. В чем заключается специфика проекта как формы учебной деятельности?
Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с условия готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности и критичности мышления, умения работать с информацией. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск решения проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. Метод проектов создает условия для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения. Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. 2. Какие подходы лежат в основе метода проектной работы? Метод проектной работы строится на следующих подходах:
Построенная на таких подходах учебная деятельность представляет собой гибкую методическую систему, обеспечивающую такую духовно-практическую деятельность педагога и ученика, при которой знания не даются в готовом виде, а добываются учениками в совместной деятельности с учителем, родителями, учениками. Преимущества метода проекта заключается в том, что каждый ученик принимает участие в учебном процессе, работу он может выполнять в собственном ритме, использовать полученные знания в практическом применении. 3. Какие эффективные характеристики имеет метод проектов? В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Использование проектного образования позволяет: индивидуализировать обучение; актуализировать знания и умения, имеющиеся у школьников; позволит каждому ученику участвовать в учебном процессе; помогает выполнять работу в собственном ритме; использовать полученные знания в практическом применении; четко планировать свою деятельность и принимать во внимание время, ресурсы, методы и приемы деятельности; видеть начальный, промежуточный и конечный результат совместной деятельности; корректировать отдельные этапы, вносить изменения и поправки с целью достижения запланированных результатов. То есть, метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методы и средства обучения. 4. Какие виды учебных проектов используются на уроках ОБЖ? Учебные проекты, эффективно используемые на уроках ОБЖ можно представить в виде следующей классификации: 5. Какие практические примеры использования проектной деятельности можно представить в качестве эффективных подходов в реализации ФГОС? В рамках изучения раздела «Опасные и экстремальные природные условия» выполняется практико–ориентированный проект «Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде». Перед учащимися ставится задача: «Разработать и представить комплект пособий по данной проблеме». На уроке обсуждается тема, и затем дети разбиваются на группы по интересам, выбирают для себя направление деятельности. Во время работы над поиском информации учащихся консультируются с учителем, обращаются в библиотеку школы и района, а также выходят в интернет. Они ставят цель - создать конкретный продукт, и результат будет наглядным, он или есть или нет. Продукты проекта: - картотека съедобных и несъедобных грибов и растений, - фотоброшюра «Лесные ягоды», - комплекс упражнений для снятия тревоги, - аптечка природных лекарственных средств, - макеты и презентация временных укрытий в лесу. Весь продукт проекта содержит пояснительную информацию. Ученики защищают свой проект с презентацией не только материалов, но и способов работы над проектом. Примером творческого проекта могут служить проекты на тему «Экологические проблемы современности», которые выполняются учащимися при изучении раздела «Нарушение экологического равновесия». Актуальность проблемы проекта состоит в том, что сохранение здоровья находится в прямой зависимости от состояния окружающей среды. Поэтому, проект вызвал интерес, творческий поиск,– каждому нашлось дело по душе. Работа над проектом показывает, что нет “неуспевающих” детей. Продукт проекта: - листовки с призывами беречь природу, - карта опасных объектов на территории, где живут дети, плакаты на экологическую тему, - презентации, в которых рассматриваются ситуации, связанные с изменением атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы Разработка проекта всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учеников – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Эффективным представляется технология разработки мини-проектов (один урок). Примером служит выполнение мини-проекта «Безопасное поведение в чрезвычайной ситуации» по завершении изучения раздела «ЧС природного характера» Группы формируются по 4-5 человек. Задание группам: наглядно изобразить правила безопасного поведения. Во время защиты мини-проекта группа объясняет, что делают герои рисунка, и почему. Главная цель— разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над мини-проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту "не заметить". Обязательная моя задача как педагога— дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела. 6. Есть отличия организации проектной деятельности в старшей школе на уроках ОБЖ? На заключительных уроках по разделу ЗОЖ в 10 классе проводится мониторинг здоровья, где учащиеся оценивают сферы жизнедеятельности и по результатам диагностики делают вывод: для гармоничного существования человека необходимо гармоничное функционирование всех сфер жизни, а для этого важно здоровье человека. Выделяя причины ухудшения здоровья, учащиеся разрабатывают стратегию и тактику универсальных действий и индивидуальных способов поведения, безопасного для здоровья.
7. Какие формы оценивания проектных работ можно использовать на уроках ОБЖ? Выполненный проект вначале оценивают сами авторы (или автор). Самооценка участников проектных групп включается в общую оценку проекта. Вторую оценку дает избранное для этого жюри в составе учащихся. Учащиеся, не менее 3–х, выбираются из числа учеников старшего класса (в отличие от проектантов), успешно выполнившие проект по данной тематике. И оценка выставляется учителем-руководителем проекта. Рейтинговые оценки всех представленных проектов выставляются на всеобщее обозрение. Учащиеся с критериями оценки знакомятся до начала работы над проектом. Критерии оценки проекта. Критерии оценки выполнения проекта:
Критерии оценки защиты проекта:
В ходе выполнения проекта происходит соединение академических знаний и практических действий. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. |
||
5. |
Список литературы и других источников, которые использовались консультантом для подготовки текста консультации.
|
Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения//Директор школы. - 1995. - №6 Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6 Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. - М., 2009. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2008. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.:АРКТИ, 2008. - Шатохина Л.Ф. Проектный метод в обучении здоровью: пособие для учителей и преподавателей.. – М., 2005 |
6. |
Фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность и место работы консультанта. Сфера его научных и практических интересов, основные публикации. Указывается контактный адрес электронной почты и скай или ooVoo-адрес. |
Лопуга Василий Федорович, к.п.н., доцент, директор центра психолого-валеологического образования АКИПКРО. Психолого-валеологические основы профессиональной деятельности, психофизические основы физкультурно-спортивной деятельности Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |