Ярмарка социально-педагогических идей как модель развития государственно-общественного управления качеством условий образовательной деятельности
Суханкина Любовь Васильевна, Самарская область г.Отрадное, ГБОУ ДПО ЦПК «Отрадненский Ресурсный центр», директор
Формирование гражданской инициативы и активности как одна из наиболее актуальных на сегодня проблем в России наиболее эффективно может быть решена, как нам представляется, на местном уровне. Здесь для развития общественной инициативы существует вполне достаточный объем качественных ресурсов. Наиболее важным вопросом остается изменение отношения к использованию этих ресурсов и распространение наиболее успешных примеров локального инновационного опыта, накапливаемого в регионах.
Выстраивание на базе школы системы государственно-общественного сотрудничества на практике заключается в проектировании, организации и развитии необходимых институтов и форм деятельности внутри и вовне школы, процедур их успешного функционирования. Примером инновации, реализующей самый широкий спектр педагогических, управленческих, социальных и государственных задач, является модель отрадненской «Ярмарки социально-педагогических инноваций» (до 2006 г. - «Ярмарка социально-педагогических проектов и воспитательных технологий»), понимаемая коллективом ее разработчиков и организаторов, возглавляемым В.И.Гусаровым, как коммуникативное пространство, площадка для демонстрации и тестирования педагогических и социальных технологий, практического опыта социального партнерства в сфере образования, пример новой идеологии, информационный повод и т.п.
Изучение ее влияния на профессиональную общественность, представителей администрации, бизнеса, некоммерческих организаций (НКО) и другие группы является необходимым элементом оценки значимости этого социально-педагогического феномена.
С этой целью был проведен комплексный анализ «Ярмарки» как элемента образовательного пространства региона с ним можно познакомиться в монографии В.И.Гусарова Гусаров, В.И. Государственно-общественное образование: Монография. – Самара: Изд-во «НТЦ», 2006. – 496 с..и на сайте Отрадненского министерства образования.
Изучение и описание «Ярмарки» приводится в трех плоскостях:
- как содержательное поле деятельности субъектов образовательного пространства (анализируются группы участников и гостей, явленные ими запросы и потребности, мотивация участия, активность и субъектность, сопоставляются действующая модель «Ярмарки» и запросы ее основных субъектов);
- как социально-коммуникативное пространство (роль «Ярмарки» как инструмента включения участников в профессиональную сеть, ее возможности в усилении связи образовательных учреждений с группами общественности и место в информационном поле региона и страны);
- как часть рынка образовательных услуг (особенности экономического/рыночного поведения участников образовательного процесса, изучение особенностей спроса на социально-педагогический продукт, факторы ценообразования, изучение результатов использования приобретенных социально-педагогических продуктов и удовлетворенности «покупателя»).
Основная сформулированная цель «Ярмарки» – содействие развитию гражданского общества, объединение возможностей государственных, коммерческих и гражданских институтов общества в решении социально значимых проблем образования и воспитания подрастающего поколения.
Движение к данной глобальной цели на региональном и более широких полях обеспечивается через постепенное решение ряда комплексных задач:
- приближение системы образования к рынку за счет распространения внутри системы образования рыночных отношений; формирования и развития практики экономического обмена интеллектуальными продуктами; приобретения опыта и расширения практики осознания, оформления и защиты авторских прав; изучения и частичного удовлетворения реального коммерческого спроса на продукты педагогической деятельности; организации для педагогов практикума по оформлению и представлению своей продукции в адекватной рынку форме;
- развитие социального партнерства через приобретение теоретического и практического опыта совместной разработки и организации образовательного события силами различных социальных групп (менеджеры образования, педагоги, ученые, журналисты, администрация, депутаты, НКО, родительская общественность, бизнес-структуры); актуализацию образовательных проблем в глазах общества;
-повышение информирования социума о современном состоянии системы образования;
- повышение эффективности педагогического труда через обмен профессиональным опытом с коллегами; обмен технологиями с необразовательными сферами; приобретение опыта применения новейших технологий во внешкольной жизни; повышение мотивации;
- повышение эффективности удовлетворения школой социального заказа за счет повышения открытости школы, сближения ее с социумом, развития общественного участия, привлечения внебюджетных средств и ресурсов, профессионального развития педагогов; повышения мотивации менеджеров образования и педагогов.