Проектирование культурно-образовательных событий по поддержке социальных инициатив. Кривопаленко Елена Ивановна, г.Омск. Институт развития образования Омской области, кафедра воспитания и дополнительного образования, ст.преподаватель
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы подчеркивается, что экономика завтрашнего дня - это инновационная экономика знаний, инвестиционных проектов и наукоемких технологий. Из этого следует, что один из важных образовательных опытов для школьников - опыт участия в различных формах проектной деятельности.
На территории России в настоящий момент действуют много конкурсов проектов для школьников, среди них такие как «Я гражданин России», «Сто классных проектов» и другие. Участие групп подростков в этих конкурсах стало массовым мероприятием. Однако массовость не гарантирует содержательности и образовательного эффекта: большинство проектов имеет редуцированный характер и образовательный потенциал проектной деятельности никак не используется. В результате появляется обратный эффект: проект начинает восприниматься детьми как бесплатная принудительная работа либо как способ заявить свой статус без всяких реальных оснований.
Усеченный, только «внешний» характер практики приводит к тому, что реально проектирования не происходит. В лучшем случае происходит освоение учащимися организационного планирования. Приобретается опыт решения шаблонных задач по шаблонным схемам.
Модным словом «проект» именуется все, что не является традиционным учебным предметом и выходит за пределы традиционной учебной программы. Ю.В. Громыко, один из «пионеров» проектного подхода в образовании в России, утверждает: «Мало, кто понимает чему по норме нужно учить в проекте, что по форме должно стать предметом освоения школьников при работе в проекте» [Громыко Ю.В. Исследование и проектирование в образовании: различие типов мыследеятельности и их содержания / Ю.В. Громыко, Н.В. Громыко [Электронный ресурс] // (www.researcher.ru).].
Однако, главная задача педагога в школе или системе дополнительного образования в этом вопросе - вводить детей в деятельность проектирования. Педагог должен хорошо понимать, чем деятельность проектирования отличается от других типов деятельности и сам хотя бы немного владеть методами проектирования.
Этому посвящается наш образовательный модуль, изучить который мы приглашаем коллег.