23-26 октября 2012 г. в г. Красноярске состоялся VIII Общероссийский форум по развитию общественно-ориентированного образования «Общественно-активная школа: развиваем компетенции»
Форум традиционно организован КРМОО Центр «Сотрудничество на местном уровне» (партнером КГБ ОУ АКИПКРО) при финансовой поддержке Фонда Чарльза
Стюарта Мотта в целях повышения эффективности деятельности общественно-активных школ России по развитию компетенций участников образовательного процесса. В рамках партнерского соглашения, это событие было органично интегрированного в курсы повышения квалификации по темам: «Тьюторское сопровождение общественного участия в управлении образованием на школьном, муниципальном и региональном уровне» и «Актуальные вопросы государственно-общественного управления образованием».
Участники общероссийского форума общественно-активных школ, проводимого КРМОО «Центр «Сотрудничество на местном уровне» http://kccp.ru/, получили возможность в дистанционном (сетевом) формате освоить по два модуля, предлагаемых КГБОУ АКИПКРО, и стать участниками мастер-классов, дискуссионных групп, проектных команд, освоить новые формы интерактивных занятий с детской и взрослой аудиторией: «методическая копилка», «интеллект-кафе».
Представляем вниманию посетителей сайта размышления эксперта-аналитика, руководителя направления 1.8 в ФСП о проведенных мастер-классах в рамках стажерских проб обучающихся по программе курсов повышения квалификации.
Создание условий для реализации Федеральных государственных образовательных стандартов в Региональной сети Центров гражданского образования Томской области
Чистяков Юрий Александрович, начальник отдела развития государственно-общественного управления образованием, ОГБУ «Региональный центр развития образования», г.Томск
Создание региональной сети Центров гражданского образования образовательных учреждений Томской области было инициировано в 2004 году ОГБУ «РЦРО» при поддержке Федерального центра гражданского образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования на базе инновационных образовательных учреждений в целях апробации и внедрения моделей гражданского образования в Томской области.
Сеть является формой совместной деятельности участников образовательного процесса и местного сообщества, направленной на создание условий для усвоения правовых, политических, экономических знаний, формирования умений и навыков, приобретения позитивного социального опыта, а также развития гражданских, правовых и социальных компетентностей у педагогов, обучающихся, родителей, местных жителей, а также их взаимодействия на муниципальном и региональном уровнях.
Организация сети прошла несколько этапов:
1. Этап разработки. В проектном режиме были отобраны участники сети – 11 ОУ, проведено обучение команд, разработаны сетевые проекты, сетевые программы обучения разных целевых групп. Прошли обучение по разработанным программам 206 школьников. Образовательные программы рекомендованы для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в системе дополнительного образования.
2. Этап совершенствования (2205-2006). В центрах отрабатывались модели по изучению и удовлетворению потребностей потенциальных слушателей, систем и сообществ в реализации гражданских инициатив. В этот период работают в сети 28 центров в 12-ти муниципалитетах.
3. Этап управления (2007-2008). Завершено нормативно-правовое и организационно-методическое закрепление деятельности Сети на всех уровнях. Выстроена система сетевого взаимодействия через институт региональных координаторов, единую систему планирования, реализации программ, ресурсного обеспечения и общественной экспертизы
Интересным является опыт оценки финансовой эффективности Сети, через такой механизм как «техническое задание».Оно разрабатывается и предъявляется участникам Сети организатором и координатором на региональном уровне - ОГБУ «РЦРО» (отдел развития государственно-общественного управления образованием).и оценки, публичного представления результатов деятельности.
Важным для развития Сети являются образовательные события – очные региональные встречи участников и координаторов, потребителей образовательных услуг сети. Участие в жизнедеятельности сетевого сообщества способствует повышения профессиональной компетентности педагогов через такие формы как:
-годовой цикл обучающих и информационно-аналитических семинаров;
-тренинги;
-обучение в рамках модульно-накопительной системы повышения квалификации по теме модуля «Школа гражданской активности»;
-обучение в сетевой школе АПКиППРО;
-экспертно-аналитические семинары с приглашением ведущих научных деятелей в области инновационного, гражданского образования;
-очное и дистанционное консультирование;
-издание и распространение методических пособий;
- конференции различного уровня.
В Сети выстроена рейтинговая система результативности образовательных программ Центров гражданского образования на основе требований ФГОС: качество образовательной программы, качество процесса, качество результатов.
С указанной системой можно познакомиться на сайте http://rcro.tomsk.ru/, страничке сетевого сообщества по проблемам развития государственно-общественного управления образованием http://rcro.tomsk.ru/proektyi-rtsro/razvitie-gosudarstvenno-obshhestvennogo-upravleniya-obrazovaniem-tomskoy-oblasti/
Со всеми материалами Форума можно познакомиться по следующей ссылке - http://fsp.akipkro.ru/fsp-public/256-1-8.html
Эксперт-аналитик: А.А.Митина, доцент кафедры теории и методики преподавания
общественных дисциплин, руководитель направления 1.8