Реализация дистанционных образовательных технологий как одно из условий повышения качества образования
Семинар по данной тематике состоялся 07 ноября на базовой площадке ФСП - МБОУ «Гимназия №1» г. Бийска
В работе семинара приняли участие директора пилотных школ, библиотекари, работающие в системе БИЦ, сотрудники и педагоги образовательных учреждений, внедряющие дистанционные образовательные технологии.
Ведущий семинара, Ресслер Марина Сергеевна, заместитель начальника управления образования администрации г. Бийска, определила тему и цель семинара: на основании анализа опыта внедрения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в образовательных учреждениях г. Бийска зафиксировать имеющиеся в реализации проекта достижения и сформулировать проблемы, которые можно рассматривать как общие для образовательных учреждений округа, и преодолевать, используя ресурсы округа.
В ходе работы был проанализирован опыт использования ДОТ в МБОУ «Гимназия №1» г. Бийска, МБОУ «Гимназия №11», МБОУ «СОШ №3 г. Бийска», МБОУ «СОШ №8», КГБОШИ «Бийский лицей-интернат Алтайского края».
Участники семинара обсудили в формате круглого стола готовность педагогических работников и учащихся к введению дистанционного обучения. Основные вопросы касались мотивации, технических возможностей образовательных учреждений и семей, умения пользоваться консультационной поддержкой дистанционного обучения, организованной в образовательных учреждениях; готовности педагогических коллективов к использованию дистанционного обучения как современного ресурса, обогащающего и усиливающего деятельность образовательного учреждения; определения проблем (организационных, педагогических, технических, психологических) в использовании технологий дистанционного обучения.
В ходе дискуссии, возникшей в ответ на данные вопросы, были высказаны следующие суждения:
Учителя, заведующие библиотечно-информационными центрами, руководители образовательных учреждений, активно внедряющие в образовательный процесс ДОТ, отмечают положительную динамику в мотивации учащихся к учебной деятельности, в достижении новых результатов их образования, в частности, в развитии информационной и коммуникативной компетенции учащихся. В целом, категория педагогов, использующая ДОТ в своей профессиональной деятельности, рассматривает эти технологии как ресурс существенно усиливающий, обогащающий возможности образовательного учреждения и обеспечивающий их конкурентные преимущества.
Были высказаны и суждения, обнаруживающие проблемы в реализации проекта по внедрению ДОТ в образовательных учреждениях:
Особое внимание было уделено психологической готовности учителей к освоению ДОТ и использованию их в профессиональной деятельности. Участники семинара признали именно низкий уровень психологической готовности учителей основной проблемой в реализации проекта по внедрению ДОТ.
Наибольшую заинтересованность присутствующих вызвали мастер-классы, которые дали в рамках семинара Е.В. Токарь, учитель математики МБОУ «Гимназия № 1» («Повышение качества образования учащихся по математике через использование возможностей СДО «Moodle»), Г.Ю. Кополовец, учитель химии МБОУ «Гимназия № 1» («Особенности внедрения ДОТ в преподавание химии»), М.А. Романова, учитель физики МБОУ «СОШ № 3» («Использование возможностей АИС «Сетевой край. Образование» при организации дистанционного обучения по физике»), И.Б. Болдорева, зав. библиотекой МБОУ «Гимназия № 1» («Внедрение дистанционных образовательных технологий в деятельность БИЦ»), Шестернина И.Б., зав. библиотекой МБОУ «СОШ № 8» («Использование возможностей АИС «Сетевой край. Образование» в работе БИЦ»).
Все учителя, дававшие мастер-классы, прошли специальную курсовую подготовку по внедрению ДОТ в образовательный процесс в Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования.
Участники семинара с интересом восприняли выступление заведующей информационно-методическим центром АГАО им. В.М. Шукшина Л.А. Савиной о программах повышения квалификации учителей и последующей технической и методической поддержке образовательных учреждений, внедряющих ДОТ.
Проводя анализ образовательной практики с использованием ДОТ и в целом анализ реализации проекта, участники мастер-классов особое внимание уделили возможностям, которые открывают перед учителями и учащимися данные технологии в аспекте индивидуализации образовательного процесса и реализации компетентностного подхода в образовании.
В результате обсуждения установили, что семинар актуален для всех образовательных учреждений округа, технологии ДОТ в перспективе становятся ресурсом массовой школы, а значит, следует проектировать семинар как постоянно действующий с периодичностью полгода-год, разработать программу семинара, определив в ней муниципальные образования и образовательные учреждения, которые предложат для анализа свой опыт внедрения ДОТ, и расширить список участников, включая в него не только представителей пилотных школ.