Итоги визита алтайской делегации в школы Германии и Швейцарии: норма – это самоорганизация школьников, инклюзивное образование, достойная зарплата учителей.
С 3 по 10 ноября представители Главного управления по образованию и молодежной политике Алтайского края, четверо управленцев из АКИПКРО и пять директоров школ в составе российской делегации знакомятся с менеджментом образовательных учреждений Швейцарии, Германии и Франции в рамках проекта «Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Германия.
Немецкий городок Инцлинген на границе со Швейцарией. В городе 6 тысяч жителей и одна начальная школа, где Рольф Доквайлер, в прошлом директор (у них он называется «ректор») школы с 30-летним стажем рассказывал о системе образования немецких Земель. В каждой Земле свой закон «Об образовании», и таких Земель – 16.
Для системы среднего образования всей Германии характерны три ступени школьного обучения: начальная, основная и реальная школа (или гимназия). Начальную и основную школы должны закончить все в обязательном порядке, а вот дальше идет разделение на практико-ориентированное обучение (реальная школа) и на теоретизированное (гимназия). Куда пойдет учиться ребенок, зависит от результатов окончания им основной школы и от соответствующих рекомендаций, разработанных педагогическим советом. Те дети, которые заканчивают реальную школу, «на выходе» имеют уже какую-либо профессию и могут сразу идти работать на производство. Как правило, организации и фирмы сами отбирают себе будущих сотрудников еще со школы, предлагая старшеклассникам стажировку у себя в компаниях. Те, кто уходит учиться в гимназию, по ее окончании продолжают обучение в классических университетах и могут рассчитывать на более престижные профессии, например в госструктурах.
В гимназию поступить не просто. По результатам окончания основной школы гимназия может зачислить или не зачислить ребенка, причем в разных Землях требования к поступающим разные. Поэтому те родители, которые хотят, чтобы их дети учились именно в гимназиях, порой переезжают из одной Земли в другую, где требования при зачислении мягче, и поступают там. Тем не менее, мягкость требований в гимназии при поступлении не гарантирует легкой учебы и не гарантирует получение аттестата по окончании гимназии. Требования к знаниям на итоговом экзамене также сильно варьируются в зависимости от того, где именно находится школа. Только 40% учеников гимназий Земли Баден-Вюттемберг получают аттестат, тогда как в Берлине таких выпускников 70%, более того, при поступлении в университет эти аттестаты не будут равнозначны по коэффициенту оценки знаний, а значит, шансы на поступление в вуз у абитуриентов будут разные, даже при одинаковых, внешне, аттестатах.
И еще несколько интересных фактах о школах Германии.
Например, в городе Мюльхайм делегация посетила гимназию для школьников с 5 по 12 класс. Структура такой школы: директор, один заместитель и четыре руководителя направлений (в нашем понимании – заведующие методобъединений). Вот и вся администрация. В школе 1250 учеников и 120 учителей, каждый из них преподает по два предмета. Все учителя госслужащие, которым пожизненно гарантирована зарплата, независимо ни от каких реформ и дефолтов. К слову, зарплата немецкого учителя – 3400 евро, зарплата учителя-стажера – 2400 евро, средняя зарплата в регионе – 1900 евро. О престижности профессии учителя говорит следующих факт: на одну вакансию учителя бывает порядка 100-140 претендентов.
В школах Германии индивидуализация, как в обучении, так и в преподавании – приоритет. Работа школ направлена на индивидуальное обучение каждого ребенка и самостоятельную работу учеников. На уроках в начальной школе, например, у каждого учащегося своя цель, свой учебный план. Причем, у них нет жесткого разделения классов по возрасту и предмету: в одном кабинете разновозрастные дети могут заниматься кто математикой, кто изучением языка, каждый по своему плану независимо друг от друга. Это норма: дети учатся самоорганизации. В классе присутствует один учитель, который при надобности корректирует работу ребенка.
Очень интересным примером совместной работы среди педагогов явилось создание Педагогической мастерской на базе начальной школы Инцлингена.
Педагогическая мастерская – негосударственный добровольный союз педагогов, существующий 14 лет. Ее организовала местная община (общественная организация жителей города) и Союз учителей (порядка 80 человек), который насчитывает 30 школ. Эта мастерская создавалась не только для учителей, но и для родителей, помогая им готовить занятия с детьми дома. В мастерской преподаватели и родители любой школы из любого города (Швейцария, Германия) раз в неделю собираются на занятия по разработке и изготовлению (собственноручно) учебных пособий из подручного материала для своих уроков.
Все изготовленное учитель (или родитель) забирает с собой, платит он только за расходный материал, плюс 24 евро в год в качестве членского взноса в само сообщество. Кроме того, в этой же школе 10 лет работает кабинет Монтессори, где педагогов обучают работать по данной методике. И весь методический материал там тоже разработан и изготовлен ими самостоятельно, сообразно потребностям и предметам каждого из них.
Отдельно стоит рассказать о подходе немцев к обучению детей-инвалидов и одаренных детей.
В городе Лерах расположена школа Песталоцци. В ней с 6 до 16 лет учатся дети с задержками в развитии. Система образования в такой школе строится по принципу многократного проговаривания и визуализации материала, кроме этого, детей с 12 лет ориентируют на профильную работу. Как это происходит. В школе существует ученическая фирма, которая работает по нескольким направлениям:
· отдел сервиса (дети сами готовят обеды), кейтеринг;
· отдел дерева (шлифовка, ламинирование, полировка);
· отдел пластмассы;
· контроль качества;
· школьный киоск;
· администрация;
· кафе.
В каждом из этих отделов работают сами дети. Конечно, взрослые контролируют процесс, помогают, объясняют, но самое главное, что эта работа направлена на социализацию, умение взаимодействовать в коллективе, она помогает детям чувствовать свою значимость и пользу, самореализовываться.
Школьная фирма работает по заказам различных организаций. Например, они изготавливают развивающие игры из дерева и сдают их компании, которая заказывает школе этот продукт, и которая потом занимается его дальнейшей реализацией. За это школьная фирма получает процент с каждого проданного товара, а детям в конце учебного года открывают счет в немецком банке, который является «шефом» этой школы.
Более того, такие дети проходят практику в определенных компаниях, где работа специально требует монотонности и механических действий (что как раз проще всего дается именно людям с различными отклонениями в развитии): автомастерские, торговля, сфера услуг, ландшафтный дизайн и т.д.
Восхитил подход учителей и директора этой школы к воспитанию такого ребенка. Существует определенная схема, по которой дети попадают в эту школу. Сперва сложный ребенок идет учиться в обычную школу, но если учителя и родители видят, что ребенку трудно, они связываются со школой Песталоцци, и преподаватели этой школы приезжают туда, где учится ребенок с отклонениями в развитии, и пытаются на месте интегрировать его в обучение еще в течение года. И только после этого, если пожелают родители, сложного ученика могут забрать в школу Песталоцци. Либо же его будут продолжать учить в обычной школе, но по особой программе.
У директора школы Песталоцци нет проблем с набором педагогов: все вакансии закрыты, и в школу есть «очередь» из учителей, желающих там работать. Преподаватели таких школ получают зарплату на 180 евро больше, чем учитель обычной школы.
Вообще, надо заметить, что воспитанию, обучению, социализации и психологической поддержке детей-инвалидов, что в Германии, что в Швейцарии, правительства Земель и кантонов уделяют очень большое внимание и считают это одной из приоритетных и самых сложных задач, привлекая и бизнес, и государственные организации. Тема поддержки детей-инвалидов звучит громко и повсеместно. У школ нет проблем, которые характерны для российского образования: финансы, материально-техническая база, ремонт и обустройство школы и т.д. Обо всем этом думает муниципалитет или Отдел образования, поэтому директора, учителя могут заниматься тем, что их беспокоит больше всего, тем, что для них актуально и важно. В частности, развитием и поддержкой детей-инвалидов.
Особый подход к обучению одаренных детей в Германии тоже очень распространен.
В Лерахе нам показали Центр дополнительного образования для одаренных детей «Фэноум». Дети самых разных возрастов из разных городов приезжают туда для работы над собственными проектами по различным направлениям: от робототехники до криминалистики. В Центре созданы все условия для этого, есть лаборатории, оборудование, материалы, причем, даже если в каком-тоисследовании заинтересован всего один ребенок (а не группа детей), ему все равно предоставят все необходимое для реализации своей идеи. Впоследствии, дети участвуют в различных конкурсах и олимпиадах со своими проектами, и не только местных, но и международных, и очень часто становятся победителями.
Швейцария.
В Швейцарии 26 кантонов, и в каждом из них своя система образования в школах, и тип системы образования так и называется – кантональная. Кантон регулирует систему образования до второй ступени, т.е., до гимназии. Законы образования (включая содержательную часть) принимаются путем народного голосования, но у руководителей школ достаточно полномочийпо самостоятельному дополнению учебной программы.
Систему школьного образования курирует надзорный орган – Совет школ, свой в каждом кантоне. Он не особо вмешивается в содержание школьных программ, но разрабатывает стратегию школы, следит за состоянием школьных зданий и технической оснащенностью, рассматривает жалобы и споры. Например, если директор школы принял решение, которое не устраивает педколлектив или родителей, то жалоба подается именно в Совет.
Программы школ сильно отличаются друг от друга, опираясь на особенности и условия жизни каждого кантона, к тому же, сами кантоны имеют достаточную степень автономии. Особенности заключаются в разнородности детей: в швейцарских школах 80% детей- иностранцев, примерно, 22 национальности.
Учителей в Швейцарии выбирают путем голосования среди общественности. Однако самого директора должен утвердить и назначить Совет школ, и он же может его отозвать с должности, уведомив об этом за 3 месяца. Но вообще, директора работают по бессрочному договору и случаи увольнения крайне редки. Кстати, на должность директора школы может претендовать, в принципе, любой житель кантона, независимо от его первоначальной специализации, т.е. ему не обязательно быть педагогом, главное иметь поддержку общественности и Совета, в конечном итоге.
Ответственность за качество образования в школах Швейцарии лежит на педагогах, директор же обязан отвечать за качество квалификации учителей. У педагога старшей школы ставка – 26 часов, не больше, норма по количеству учеников в классе – 22 человека строго. Директор школы раз в 2 года проводит беседу с каждым учителем, смотрит, выполняется ли им методический план по самообразованию, и корректирует его, если что-то идет не так. Отчетов, как таковых, ни в немецких, ни в швейцарских школах нет! Как сказал нам на встрече один из директоров гимназии: «если нет никаких проблем, зачем нужны отчеты?» Но, время от времени (примерно раз в год) надзорным органом (Советом школ) проводится внешняя оценка работы школы, в рамках контроля ее развития.
Если говорить о соотношении количества учеников и учителей в школе, то, например, в кантоне Базель-область, в городе Листаль мы посетили Отдел народного образования. Нам организовали встречу с руководителем отдела и с директором местной гимназии, которая работает по принципу инклюзии. В школе 940 учеников и 100 учителей.
Система образования в Швейцарии похожа на немецкую, там такое же разделение школ на начальную, основную, реальную и гимназию, и также непросто получить аттестат. Из основной школы в гимназию поступает только 25% учеников, из них лишь 17% получают аттестат и могут идти учиться в вуз. Все кто закончил реальную школу, кстати, учатся в ней 6 лет, или не получил аттестат в гимназии могут сразу идти работать (так же как и в Германии, в старших классах дети получают практику на производстве), либо же идти учиться на какие-либо курсы по повышению квалификации (аналог нашего СПО).
В обеих странах в системе образования очень большое участие принимают родители и общественность, у родителей есть свой Родительский совет, который обладает правом голоса при принятии поправок в закон об образовании, кроме этого, любые изменения в стратегии школы обязательно обсуждаются с Советом школ, в который также входит много родителей.
Проект «Идеальная школа». Германия.
В заключительный день нашей образовательной поездки в Германии, мы вернулись в начальную школу Инцлингена, где начиналась наша стажировка, для представления домашнего задания – проекта «Идеальная школа». Еще в начале стажировки всех нас разбили на семь групп по четыре человека, и каждая из групп должна была рассказать о видении своей идеальной школы в конце поездки.
После недели проведенной в образовательных учреждениях Германии и Швейцарии, наше представление об образовании в целом и школе в частности, конечно, менялось пропорционально получаемой информации. И хотя проекты были разные, объединяло их несколько «сквозных» моментов. Все мы свои идеальные школы не видели без:
· качественного образования;
· духовно-нравственного воспитания;
· культуры, истории, традиций;
· развития эмоциональной сферы;
· коммуникационных центров;
· взаимодействия с родителями;
· инклюзии;
· атмосферы, климата в школе, способствующего развитию и творчеству всех участников образовательного процесса;
· самостоятельности;
· свободы выбора, как для учителя, так и для ученика;
· стремления к самообразованию всех участников образовательного процесса.
Можно спорить относительно этих понятий, но это то, чего по нашему всеобщему мнению не хватает современной российской школе, и все то, что для школ Германии и Швейцарии – норма.
При подготовке материала использована информация сайта http://direktor.ru/article.htm?id=65