Как эффективно интегрировать урочную и внеурочную деятельность школьников
Эту проблему решили в Тальменской школе №6 путем создания социокультурного комплекса, который объединяет усилия педагогов школы и педагогов учреждений дополнительного образования детей для предоставления качественного образования. Данная модель обеспечивает интеграцию кадровых и материальных ресурсов учреждений, входящих в состав социокультурного комплекса, в целях обеспечения качества внеурочной деятельности и позитивной самореализации личности ученика.
Совместный трехлетний опыт работы педагогов школы и педагогов Тальменской детской школы искусств и детско-юношеской спортивной школы по созданию социокультурного комплекса позволил закрепить партнерские отношения между школой и учреждениями дополнительного образования по организации внеурочной деятельности учащихся. Взаимоотношения между учреждениями строятся на основе соглашений, которые заключаются ежегодно с учетом изменений реальной ситуации и потребностей сторон.
«С младшими школьниками внеурочную деятельность осуществляют педагоги школы: учитель технологии, физкультуры, музыки, заведующая информационным центром, педагог-организатор, учителя начальных классов. Восемь высококвалифицированных специалистов дополнительного образования из ТДШИ и ДЮСШ работают с нашими учащимися на базе школы. Для обеспечения территориальной мобильности ресурсов учреждений и сокращения затрат на организацию образовательного процесса школа взяла на себя обязательства не только по предоставлению кабинетов для занятий ТДШИ и ДЮСШ, но и обеспечению оргтехникой и другим оборудованием. Учреждения дополнительного образования со своей стороны обеспечивают ремонт спортинвентаря, настройку музыкальных инструментов, изготовление костюмов для танцевального кружка» - рассказывает директор школы Наталья Алексеева.
В школе решены вопросы и с оплатой работы педагогов. Положением о распределении фонда оплаты неаудиторной занятости и специальной части фонда оплаты труда учителей предусмотрены выплаты за ведение проектной внеурочной деятельности с обучающимися. Педагоги учреждений дополнительного образования не включаются в тарификационный список школы и получают заработную плату по месту основной деятельности.
Выбор направлений внеурочной деятельности учащимися осуществляется совместно с родителями. «При поступлении в 1 класс заключается трехсторонний договор с родителями каждого ученика, в котором они указывают желаемое направление внеурочной деятельности. В соответствии с выбором объем внеурочной деятельности у каждого ученика индивидуален, что позволяет выстраивать индивидуальный образовательный маршрут» - поясняет Наталья Лукьяновна.
Сотрудничество со специалистами дополнительного образования обеспечивает высокое качество и результативность внеурочной деятельности школьников. В частности, результативность данной модели подтверждается тем, что учащиеся активно реализуют себя в конкурсах различных уровней, в исследовательской и проектной деятельности. Первоклассники участвуют в совместно подготовленных школой и школой искусств концертах для жителей микрорайона, в тематических выставках в выставочном зале школьного музея, выступают с приветственными музыкальными номерами и многое другое.
Данный опыт работы - это одно из средств, с помощью которого возможно решить актуальную проблему по обеспечению образовательного учреждения квалифицированными кадрами, ведущими внеурочную деятельность, что приобретает особую актуальность при реализации ФГОС.