В 64 школах края продолжается апробация новой программы по предмету «Экономика» в 10-х классах
Накануне в АКИПКРО завершил работу двухдневный семинар по презентации первых результатов работы по апробации курса. Напомним, обучение по предмету в пилотных школах началось в сентябре 2012 года.
Как отмечают разработчики, программа уникальна, она носит компетентносто-ориентированный характер. Программа разработана ученными краевого института повышения квалификации работников образования совместно с австрийскими коллегами, что позволило включить международный опыт преподавания экономики и адаптировать его к реалиям Алтайского края.
В ходе круглого стола участники семинара рассказали о том, как построили обучение по предмету в своих школах. Стоит отметить, что результаты у всех получились разные. В одних школах предмет вызвал небывалый интерес как у школьников, так и у родителей, в других – наоборот был воспринят как дополнительная нагрузка. Хотя, во многих школах «Экономика» введена как факультатив, то есть предмет по выбору, посещение его практически 100%.
Учителя поделились, что знакомство с новым предметом они начали с изучения опыта работы конкретных предприятий, посетили различные фирмы и производственные предприятия.
Так, в частности десятиклассникам 55 школы г. Барнаула было предложено написать эссе на тему «История успеха», рассказать про удачный и интересный опыт предпринимателей города, о том, как они развили свое предприятие, каких результатов добились, с какими трудностями столкнулись. К удивлению педагога школы все ребята подготовили комплексные презентации, развернутые отчеты историй успеха предпринимателей как малого, так и среднего бизнеса.
Далее школьникам было предложено разработать собственные бизнес-планы, то есть продумать идею, ассортимент, просчитать смету и т.д. Напомним, что по итогам посещения школ края австрийской делегации в регионе в пяти были созданы учебные фирмы. В Санкт-Петербурге работает центральный офис, регламентирующий и контролирующий работу учебных фирм России. Наши школьники зарегистрировали свои предприятия, получили первый миллион (виртуальный) и начали активную работу. Несмотря на то, что работа фирмы носит имитационный характер, чтобы пройти регистрацию школьникам пришлось изучить весь цикл оформления предприятия, подготовить всю необходимую документацию. В фирме распределены должности: здесь есть и директор, и маркетолог, и главный бухгалтер, и кадровик – весь персонал, необходимый для эффективного осуществления деятельности предприятия. Свою должность нужно было тоже получить, для этого организовали собеседования, и строгий отбор. Стоит отметить, что учебная фирма позволяет ребятам попробовать себя в разных ролях – побыть и директором, и дизайнером. Как отмечают педагоги, такая форма поможет школьникам на практике определить, чем им интересно заниматься.
Колоскова Татьяна Викторовна, учитель истории и обществознания СОШ № 103 г. Барнаула:
«Мои дети были крайне удивлены, после посещения реального предприятия, поняв, что миллиона им явно не хватит, так как оборудование, сырье требует гораздо больше затрат. Кроме того, школьники смогли познакомиться с опытом работы сотрудников предприятия, увидеть обязанности, понять, какие знания и образование нужно для работы на том или ином станке, некоторые пересмотрели свои взгляды на будущую профессию»
Особый интерес участников круглого стола вызвали вопросы, связанные с оцениванием учащихся: Как оценивать компетентностные результаты? Как сделать учеников субъектами оценивания? Учителя отметили необходимость учебного сотрудничества при организации процесса оценивания. Очень важным, по мнению собравшихся, является также грамотность чтения учащимися информационных текстов и формирование личностных образовательных результатов.
В этот же день состоялся видеосалон, на котором были представлены видеофрагменты различных этапов уроков экономики учителей барнаульских школ: Вакуленко Яны Юрьевны (СОШ № 55), Чепкасовой Оксаны Андреевны (СОШ № 49), Захарчук Анны Антоновны (Лицей «РАЭПШ»). При обсуждении показанных видеофрагментов участники видеосалона отметили, что представленные занятия способствуют повышению мотивации учащихся к обучению и позволяют изучить опыт коллег на практике.
Второй день работы участники семинара посвятили изучению ситуации по состоянию малого и среднего бизнеса в Алтайском крае. Сергей Станиславович Мазур, начальник отдела организации работы Краевого центра поддержки предпринимательства представил меры поддержки развития малого и среднего бизнеса в Алтайском крае на федеральном и региональном уровнях.
Кроме того, преподаватели АКИПКРО оказали консультативную поддержку учителям, разъяснив сложные моменты в преподавании предмета. На сайте АКИПКРО создан форум для поддержки учителей пилотных школ, представлены методические материалы, возможность задать вопросы кураторам программы.