Бийский лицей-интернат как школа развивающей среды
О том, какие изменения ожидаются в Бийском лицее, нам рассказала его директор Нина Васильевна Полежаева, побывавшая в конце прошлого года в образовательных учреждениях Швейцарии и Германии.
- Что Вам показалось самым интересным, необычным в изучаемых системах образования, что вызвало в вас эмоции при знакомстве?
- Поразило несколько моментов, которыми мы пока не в полной мере пользуемся. Это, прежде всего, самостоятельность школ в определении концепции образования (в основе которой лежит образовательная программа), учебного плана, методик и технологий. Поэтому каждая школа имеет свое «лицо».
Во-вторых, активное вовлечение в образовательный процесс общественности и обучающихся старших классов через государственно-общественные формы управления системой образования и школами - опыт гимназии Кеплера, школы Шлингена. Например, в Швейцарии, на уровне муниципалитета, через такую форму как референдум, решают вопрос о наполняемости класса. Значимым опытом в системе управления ОУ является опыт гимназии Кеплера по нескольким направлениям: были достаточно подробно и ярко продемонстрированы формы ГОУ, механизмы взаимодействия руководителей ОУ с родительской и городской общественностью, привлечение дополнительных источников финансирования для развития гимназии.
В-третьих, индивидуализация образования и разнообразные, хорошо проработанные методики организации самостоятельной работы учащихся, в том числе в разновозрастных группах. Ребенок может выбрать собственный темп и последовательность освоения предметного материала, начиная с 1-го класса, учитель выступает в роли консультанта, тьютора; высока ответственность самого ученика за результаты собственной деятельности в условиях самостоятельного освоения учебного материала. Нам продемонстрировали способ организации школы полного дня с использованием образовательного пространства гимназии (через «школьное ателье» и педагогов консультантов при нем) для индивидуализации обучения детей, усиления их мотивации на углубленное самостоятельное изучение отдельных предметов, проблем и т.д.
Для лицея, как краевого учреждения, базовой школы КГБОУ АКИПКРО в рамках ФЦПРО, ресурсного центра по работе с одаренными детьми Бийского образовательного округа важен опыт Гимназии Кеплера, школы Инцлингена и др. по организации ими методических окружных ресурсных центров по распространению собственного передового опыта (Гимназия Кеплера – по преподаванию химии и профильного обучения по естественно-научному циклу, школа Инцлингена – по методике Монтессори). Интересен и полезен опыт школ Европы (гимназия Кеплера, школы Шлингена, Фрайбурга, Инцлингена) в области индивидуализированного и интегрированного обучения.
- По итогам стажировки вы создавали проект современной школы. Расскажите, какой Вы видите эту школу?
- В нашей творческой группе были директора школ и представители науки – Московского педагогического городского университета. Но в вопросе о том, какой нам видится школа будущего, разногласий не было. Все мы согласились, что школа будущего – это школа качественного бесплатного образования для всех детей, создающая комфортные и безопасные условия для развития всех участников образовательного процесса.
Создание школьной развивающей среды во всех направлениях интеллектуальной, творческой и спортивной деятельности и на всех уровнях запросов детей является важнейшей задачей для нас, решив которую, мы сможем реализовать интересы и потребности каждого ребенка, обеспечив его успешность в школе и в реальной жизни. Под словом «среда» мы понимаем, во-первых, условия образования: материально-технические, кадровые и др., и во-вторых, специально создаваемую систему возможностей, отвечающих потребностям развития обучающихся - среда успеха, пробы сил.
- Что Вам показалось годным к диссеминации в практику вашей школы? Что бы Вы хотели (видите возможность) изменить в вашей школе?
- Мы планируем скорректировать практику взаимодействия с родительской общественностью, делая акцент на практико-ориентированных формах взаимодействия.
Во-вторых, нам необходимо шире использовать возможности библиотечно-информационного центра: для проектной и исследовательской деятельности учащихся, для организации занятости учащихся внеурочной деятельностью во второй половине дня, для организации консультационной работы педагогов.
В-третьих, организовать работу по обсуждению проблем, обобщению передового опыта педагогов лицея, Бийского образовательного округа и освоению методик и технологий (в рамках Ресурсного регионального центра при Бийском лицее) индивидуализации обучения и организации самостоятельной работы учащихся. Стоит перед нами и задача освоения системы Монтессори.
Фоторепортаж о визите алтайской делегации в Швейцарию и Германию можно увидеть на странице АКИПКРО в Фейсбуке